Реабилитация детей с дцп — этапы и виды

Детский церебральный паралич развивается вследствие повреждения тканей головного мозга (поражение ствола, коры, капсулы).

Клинически заболевание проявляется параличом, атонией или гипертонусом отдельных групп мышц, а также нарушением глотательного рефлекса, умственного развития, трудностями с социальной адаптацией. В зависимости от зоны поражения симптоматика отличается.

Наиболее частыми причинами болезни являются родовая травма, асфиксия в родах, внутриутробная инфекция. При постановке диагноза ДЦП ребенку необходимо постоянное лечение и реабилитация, которые помогают облегчить тяжесть патологии.

Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды

Основные методики реабилитационного курса ДЦП

Восстановительный курс пациентов с ДЦП проводится на базе реабилитационных центров, созданных государством. Больных туда может направить участковый педиатр, терапевт или врач соматического отделения.

Реабилитация детей с ДЦП включает большое разнообразие процедур, направленных на снижение тонуса мускулатуры, стимуляцию умственного развития и коллективизацию ребенка.

Длительность восстановительного периода различная и зависит от тяжести болезни (тяжелая степень требует постоянных занятий). Врачи и реабилитологи советуют начинать программу восстановления с 1 года.

Результат эффективности лечебных мероприятий при ДЦП зависит от возраста ребенка. Так как у малышей нейронные связи в мозгу восстанавливаются на много быстрее, чем у детей постарше.

Основные методы реабилитации ДЦП:

  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • бобат- и войта-терапия;
  • водолечение;
  • использование приспособлений и тренажеров, предотвращающих развитие патологической позы, снижающих гипертонус мышц;
  • занятия с логопедом для коррекции дефектов речи;
  • психологическая поддержка родителей и ребенка;
  • лекарственная терапия, необходимая для устранения чрезмерного тонуса мускулатуры;
  • хирургические операции – сухожильная пластика, корригирующая остеотомия;
  • проведение нейрохирургических операций;
  • физиотерапия;
  • иппотерапия,  дельфинотерапия;
  • арт-терапия (терапия при помощи рисунков);
  • сенсотерапия.

В ходе реабилитации перед ребенком ставится одна цель: научиться переворачиваться, стоять, сидеть, захватывать или удерживать предметы. В ходе занятий улучшается адаптация ребенка к обществу, а также интеллектуальные способности ребенка.

Медикаментозное и хирургическое лечение

Реабилитация у детей с ДЦП обязательно включает лекарственную терапию.

Целью использования медикаментозных средств являются:

  • снижение тонуса мышц (снятие спазма глотки или ее паралича, ослабление патологической позы);
  • стимуляция кровообращения головного мозга;
  • устранение судорожного синдрома;
  • улучшение проводимости нервных импульсов в тканях мозга.

У пациентов с ДЦП часто возникают эпилептические приступы. В качестве противосудорожной терапии применяют лекарственные средства Ламотриджин или Топарамат.

Мидокалм, Баклофен активно используется для снижения гипертонуса мускулатуры, что облегчает восстановление двигательной активности у ребенка в дальнейшем.

Для стимуляции мозговой деятельности доктора назначают лекарственный препарат Актовегин, который необходим для улучшения мозгового кровообращения. При сильных болях врач выписывают анальгетики и спазмолитики.

Если у ребенка с ДЦП имеются сопутствующие заболевания, такие как сахарный диабет, гипотиреоз, к лечению прибавляются терапия Тироксином и Инсулином короткого или длительного действия. Ожирение лечат при помощи лекарств ускоряющих обмен веществ, сбалансированного питания и физической нагрузкой. При сильном возбуждении детям назначают антидепрессанты.

Ортопедическая и хирургическая коррекция

К хирургической помощи относятся операции по устранению контрактур в суставах, возникающих при постоянном повышенном тонусе сгибателей (разгибателей) и атрофии мышц антагонистов.

Хирурги осуществляют оперативное вмешательство для замены суставов, проведения сухожильной пластики, остеотомии. Операции на головном мозге проводятся для восстановления работы нервных пучков.

Эти методики помогают частично облегчить и восстановить двигательную активность пациента.

Массаж и лечебная физкультура (ЛФК)

Массаж и ЛФК считаются основными направлениями физической реабилитации ДЦП. Массаж осуществляется только специалистом. Эта процедура проводится ежедневно и предназначена для улучшения кровообращения в конечностях, снятия спазмов мышц.

Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды

Лечебная физическая культура необходима для восстановления работы атоничной мускулатуры. С ребенком занимается врач по ЛФК, который назначает комплексы упражнений в зависимости от клинических проявлений ДЦП.

Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, а также при помощи врача или мамы. Занятия проводятся на коврике, с мячом, гантелями.

В комплекс занятий часто включаются наклоны, приседания, выпады ногами, ползание, растяжка, ходьба.

Врачи ЛФК используют упражнение «туннель», ходьбу по наклонной или покачивающейся доске для тренировки равновесия, прыжки со скакалкой, резинкой, игру «классики». Ежедневные занятия 2 раза в день по 1 часу в течение года приводят к положительным результатам. Отменять занятия не рекомендуется.

Использование приспособлений и тренажеров

Для облегчения движений и перераспределения нагрузки на мышечную систему ребенка доктра применяют специальные комплексы.  Они крепятся к потолку и полу, имеют множество растягивающих элементов, которые немного противодействуют спазмированным мышцам, а также осуществляют пассивные движения атрофированной мускулатуры.

Занятия на тренажерах осуществляются только под присмотром медицинского персонала или матери. Родителей активно обучают правильно пользоваться тренажерами, чтобы не нанести вред ребенку.

Использование костюма Адели улучшит результаты тренировок, облегчит движения в повседневной жизни.

Тренажер «наездник», костюм «спираль», универсальная система Гросса помогают приобрести новые навыки и ощущения.

Пациентам с ДЦП необходимы инвалидные кресла, ходунки, стулья-туалеты, гигиенические сиденья для ванн, велотренажеры. Можно приобрести вертикализаторы. Это приспособления для удержания ребенка в положении стоя.

Они оснащены специальным столиком для приема пищи и колесиками, облегчающими перемещения ребенка по помещению.

Физическая культура, массаж, специализированные приспособления используют также в реабилитации взрослых с ДЦП.

Другие методики

Медицинская реабилитация ДЦП включает множество методов: физиопроцедуры, логопедические занятия, различные настольные, а также подвижные игры. Полезны водные процедуры, плавание с дельфинами.

Физиопроцедуры

К физиотерапии относятся вoдoлeчeниe, элeктpoлeчeниe, мaгнитoтepaпия, гpязeлeчeниe, элeктpocтимуляция, ультpaзвук, элeктpoфopeз. Из водных процедур выделяют плавание в бacceйнe, мopcкиe, xвoйныe ванны, дeльфинoтepaпия.

Плавание оказывает положительный эффект на все группы мышц, способствует росту скелета, успокаивает ребенка. Его часто сочетают с гимнастикой. Цветодинамическая квант-камера объединяет занятия в бассейне с лазерным душем.

Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды

Электротерапию назначают для стимуляции работы головного мозга путем улучшения кровотока. Гальванические ванны сочетают воздействие электрического тока, воды, лекарственных веществ. Ультразвуковая терапия проводится для улучшения кровообращения. Если ребенок возбужден, просыпается ночью, а также имеет частые эпилептические припадки, ему показан электросон.

Дельфинотерапия, иппотерапия

Реабилитация ДЦП включает лечение дельфинотерапией. Курс занятий длится 2 недели. Ребенок получает новые ощущения, массу положительных эмоций. При движении плавниками, дельфин направляет на малыша потоки воды, которые обладают эффектом вибрационного массажа. Прикосновения к дельфину стимулируют сенсорную чувствительность, что помогает работе функциональных центров головного мозга.

Иппотерапия – поездки на лошади верхом. Эта методика укрепляет мышцы спины, способствует тренировке равновесия, проводит профилактику депрессии у детей. Она подходит для малышей старше 2 лет, подросткам, а также взрослым.

Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды

Занятия с педагогами, логопедами и психологами

Задача педагогов и психологов во время реабилитации ДЦП научить ребенка общаться с окружающими людьми, используя речь, эмоции, жесты, игру, труд.

Персонал должен создать для ребенка обстановку, в которой он не будет чувствовать себя неполноценным. Педагоги и родители учат малыша обслуживать себя самостоятельно, подготавливают ребенка к обучающему процессу.

Логопеды выстраивают четкую, правильную речь, исправляют произношение слов, формируют силу голоса и речевого потока.

Развивающие игры и рисование

В ходе реабилитации врачи советуют больше заниматься мелкой моторикой. Она развивает интеллектуальные способности ребенка. Для этих целей подойдет мозаика, пазлы, конструкторы, собирание палочек, игра на музыкальных инструментах. Очень полезно детей с ДЦП приобщать к арт-терапиии. Рисование успокаивает ребенка, дает ему возможность выразить свои мысли и эмоции, готовит к обучению.

Сенсотерапия, бобат-терапия, войта-терапия

Для больных с ДЦП в условиях реабилитационных центров имеются сенсорные комнаты. Они оснащены различного рода раздражителями (разноцветные гирлянды и светильники, массажные кресла, кушетки, мячики с пупырчатой поверхностью, сухие ванны, наполненные цветными шариками). Ребенок находится в помещении вместе с мамой в течение 30-40 минут.

Бобат-терапия осуществляется за счет поддерживающих и стимулирующих методик к движению. Войта-терапия – это запуск определенных групп мышц на рефлекторном уровне. Ее применяют у детей до 1 года. Своевременное использование этого метода может остановить или предупредить появление заболевание.

Заключение

Реабилитация является важным этапом восстановления при наличии у больных детского церебрального паралича. Она применяется во взрослой, а также педиатрической практике.

Для достижения успешного лечения необходимо упорно заниматься лечебной физической культурой, посещать физиопроцедуры на протяжении нескольких лет.

Комплексный подход к восстановительной терапии на ранней стадии болезни может привести к улучшению состояния больного, а у детей до 1 года к предупреждению дебюта ДЦП.

Реабилитация ДЦП — видео

Источник: http://PosleVipiski.ru/nevrologiya/reabilitatsiya-dtsp.html

Реабилитация детей с ДЦП: почему это проблема и что делать

Как благотворительные фонды Правмир и Гольфстрим реализуют проект доступной реабилитации детей с ДЦП.

Одна из самых больших трудностей для благотворительных фондов, которые занимаются реабилитацией детей с ДЦП (детским церебральным параличом) и другими нарушениями, вызванными задержкой развития — низкие качество и эффективность реабилитации.

Какие-то фонды продолжают оплачивать краткосрочные курсы реабилитации, которые предлагает все большее количество реабилитационных центров в стране, кто-то ищет центры с лучшими практиками и сотрудничает только с ними,  кто-то повышает качество экспертизы при принятии заявок.

 Или, как мы в благотворительном фонде «Правмир», – закрывает прием заявок на реабилитацию детей с ДЦП совсем. Мы хотим найти решение, как помогать детям с такими нарушениями более эффективно.

Реабилитационные гастроли

Если посмотреть на перечень услуг, которые предлагают реабилитационные центры в России, да и за рубежом, то вы увидите очень похожий список: логопед, ЛФК, массаж, терапия Войта и т.д.

Некоторые центры умудряются расширять этот список до трех-четырех десятков наименований, чтобы выглядеть круче других, а если в списке есть «настоящие китайские специалисты», то это – вишенка на торте, на которую могут клюнуть те, кто ищет «лучший реабилитационный центр».

При этом стоимость курса реабилитации доходит до нескольких сотен тысяч рублей в крупных городах страны, а при лечении за рубежом эти цифры могут значительно увеличиваться в зависимости от страны и услуг посредника, а таких посредников на рынке предоставления медицинских услуг в «развитых» странах огромное количество. Цена варьируется от набора услуг и количества прописанных процедур, и от того, кто их оказывает.

Длительность реабилитации в среднем – 3-4 недели, после которых нужно возвращаться домой и снова искать средства на то, чтобы поехать к лучшим специалистам мира.

Любое улучшение дает надежду и повод сказать родителям «Вам нужно продолжать».

Деньги у родителей кончаются очень быстро, и возникает потребность обращаться за помощью к родственникам, знакомым, в благотворительные фонды или создавать группы поддержки в социальных сетях с призывом «срочно помочь на лечение».

В итоге мы наблюдаем картину, когда родители ходят с просьбами оплатить реабилитацию ребенка от одного фонда к другому, собирают средства в социальных сетях и делают всё возможное, чтобы как можно чаще и дольше их ребенок проводил время в реабилитационных центрах, оказываясь в ситуации, которую мы условно называем «реабилитационные гастроли».

Ребенок действительно нуждается в более длительной помощи, чем предлагает большинство центров.

Но курсирование от одного реабилитационного центра к другому, от регионального к столичному, а потом заграничному, скорее приведет к созданию ощущения того, что родители делают всё возможное для помощи ребенку, чем к реальным результатам. Так начинается поиск «альтернативных» средств реабилитации, «новых методик» и сомнительных практик.

Читайте также:  Таблетки от головокружения при шейном остеохондрозе - список препаратов

Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды

Всё придумали до нас

Двадцать лет назад на Западе начали пользоваться классификацией глобальных моторных функций (GMFCS), которая служит для объективной оценки уровня моторных нарушений у детей с ДЦП, базируясь на их функциональных возможностях, потребности во вспомогательных устройствах и возможностях передвижения. При том, что эта система проста в использовании и занимает немного времени, у нас в стране классификация применяется, к сожалению, не везде и не входит в единую систему оценки моторных функций.

Классификация GMFCS позволяет однозначно определить степень нарушений по пяти группам тяжести и возрасту ребенка и понять, чего в действительности ребенок может достичь, а чего он не достигнет никогда.

Например, при самой легкой форме нарушения и раннем его выявлении ребенок однозначно сможет самостоятельно ходить, если с ним заниматься.

При нарушениях средней или высокой тяжести ожидать, что ребенок пойдет самостоятельно, нельзя – в одном случае ему понадобятся специальные приспособления, а в другом он будет прикован к коляске.

Это не значит, что заниматься с такими детьми никто не будет, но это значит, что занятия будут построены таким образом, чтобы достичь реального результата: в одном случае ходить самостоятельно, в другом – при помощи ходунков, например, а в третьем – научиться держать голову, сидя в коляске.

Но тут возникает самый большой вопрос – принятие родителями факта, что их ребенок никогда не будет делать то, что очень хочется родителям. Часто мы слышим: «Я хочу, чтобы мой малыш был, как все» и никакие разумные аргументы не помогут победить эмоции и чувства, пока мама и папа не примут ситуацию.

Здесь нужна квалифицированная поддержка всей команды, которая занимается реабилитацией, помощь психолога, рекомендации и опыт других родителей. Иначе – гастроли, потеря не только денег, но и времени, так как постановка недостижимых целей в реабилитации детей с ДЦП приводит к тому, что вместе с драгоценным временем упускаются возможности.

В итоге ребенок с 4 степенью моторных ограничений спустя несколько лет поисков альтернативных решений и голову в коляске держать не сможет.

Ситуация осложняется высоким спросом на реабилитацию и подогреваемой на родительских форумах обстановкой «а нам там помогли», хотя тяжесть ситуации может быть совершенно разная и несравнимая.

Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды

Будущее реабилитации при ДЦП

В поисках выхода из сложившейся ситуации с реабилитацией детей с ДЦП и другими ограничениями здоровья, мы познакомились с проектом фонда «Гольфстрим», в рамках которого оказывается отличный от большинства подход к работе с детьми с такими нарушениями. Что делать с текущей тяжелой ситуацией с качеством и доступностью реабилитации и почему наш совместный проект уникален, рассказывает Марина Зубова, президент благотворительного фонда «Гольфстрим».

— В сегодняшней обстановке вопрос «что делать?» очень тяжелый. Что происходит сейчас? Найти реабилитационный центр или специалиста рядом с домом трудно, часто – невозможно.

Семьи с детьми с ДЦП вынуждены ездить в другие города за многие сотни километров, менять специалистов и выкладывать большие деньги, в итоге получая очень мало.

Смена специалистов чаще всего не помогает, а усугубляет ситуацию, ведь каждый курс реабилитации в новом центре – это начать всё с начала, предыдущий опыт как правило не учитывается.

Часто родители вынуждены становиться реабилитологом для своего ребенка, не имея нужной компетенции, пытаются создавать свои планы реабилитации, которые в итоге не работают. А если все-таки удается найти реабилитационный центр, который можно посещать постоянно, то краткосрочные курсы реабилитации стоят очень дорого, денег не хватает.

Поэтому несколько лет назад возникла идея создать реабилитационный центр, который оказывает комплексную реабилитацию для детей с ДЦП и другими нарушениями развития рядом с домом. В итоге родился детский инклюзивный центр «Вместе весело шагать», в рамках которого сегодня мы реализуем программу реабилитации.

Наше отличие от других программ – это одновременная работа и с ребенком, и с семьей в течение продолжительного времени без ограничений, что позволит участникам лучше адаптироваться к обычной жизни во всех сферах. Очень важно формирование навыков взаимодействия с семьей, с обществом, несмотря на наличие функциональных ограничений.

Вовлечение семьи – важная часть реабилитации.

Нельзя поставить задачу «ребенок должен ходить» в отрыве от того, для чего он это должен делать, какие цели ходьбы? Мы хотим, чтобы он ходил по дому, на улицу, в школу? Чтобы мог общаться со сверстниками? Если мы правильно ставим вопросы и задачи, тогда и появляется понимание достижимости результата».

Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды

Совместный проект фондов «Гольфстрим» и «ПРАВМИР» направлен на помощь детям с ДЦП и другими нарушениями развития в возрасте от 36 месяцев до 18 лет.  Программа будет реализовываться в Инклюзивном Центре «Вместе весело шагать». Уникальность программы заключается в ее непрерывности, системности и долгосрочности.

Ребенок, который поступает в Центр, получает необходимое количество реабилитационных занятий и консультаций, объединяющих одновременно три важнейших направления развития и реабилитации – психологическое, физическое и социальное.

При этом, для достижения положительного результата для каждого участника выстраивается индивидуальная программа, которая может быть скорректирована и дополнена в процессе реабилитации.

Проект рассчитан на 9 месяцев, в течение которых 30 семей смогут получить бесплатную комплексную поддержку, включая диагностику детей-участников проекта, консультации, занятия с профильными специалистами, групповые занятия и многое другое. Конечная цель проекта – создать модель доступной реабилитации «у дома», которую можно масштабировать не только в другие районы города, но и по стране в целом.

Доступность реабилитации является важным условием проекта, поэтому для семей участие в программе будет бесплатным.

Расходы на аренду помещения, на оплату труда специалистов, закупку необходимого оборудования фонды берут на себя.

Без вашего участия мы не сможем реализовать проект, который должен изменить сегодняшнее тяжелое положение в стране и помочь конкретным детям и их семьям получить реальные, достижимые и бесценные результаты.

Источник: https://www.pravmir.ru/reabilitatsiya-detey-s-dtsp-pochemu-eto-problema-i-chto-delat/

Реабилитация детей с ДЦП

Важно понимать, что любое поражение головного мозга, которое затрагивает области, вовлеченные в процесс планирования и контроля за движениями, приводит к тому, что человек двигается не так, как другие люди.

Ему очень сложно учиться новым движениям, подстраиваться под постоянно меняющиеся условия внешней среды, трудно контролировать свою позу.

Реабилитологи помогают восстановить гармоничную работу мышц и научиться тем вещам, которые не доступны людям в силу их заболевания – держать осанку, ходить, говорить и т.д.

Любой специалист, который сталкивается с необходимостью реабилитации ребенка с ДЦП и другими неврологическими нарушениями, знает, что нет и никогда не будет двух одинаковых пациентов. Не существует универсального сборника рецептов и комплекса упражнений, которые будут идеально подходить всем и каждому.

Золотое правило нашего Центра реабилитации детей с ДЦП – строго индивидуальный подход к каждому ребенку. Мы работаем по простой и проверенной схеме:

  • Первая встреча с малышом и его родителями
  • Выбор необходимых методов оценки состояния пациента
  • Определение списка проблем и задач
  • Установка целей вмешательств – что и почему будем делать на занятиях
  • Оценивание эффективности работ по индивидуальным критериям

Мы считаем, что ключевым условием успеха реабилитации является непрерывность процесса, в котором должны принимать активное участие не только специалисты, но и родители.

Специалисты Центра обучают родителей деток с ДЦП всем практикуемым методикам, которые нужно ежедневно выполнять дома и тем самым закреплять достигнутые результаты.

Особое внимание мы уделяем обучению по методике Войта (видео-уроки), а также предлагаем взять в аренду виброплатформу Галилео (она значительно уменьшает спастику, увеличивает силу и объем мышц).

Современная реабилитация

Реабилитационная программа основана на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Фундаментом программы являются физические тренировки, направленные на восстановление движений и активности детей с ДЦП.

Основной движущей силой развития ребенка является любопытство. Поэтому мы стараемся проводить занятия в игровой форме, а количество механических повторений, смысл которых ребенку непонятен, сводим к минимуму. Мы верим, и практика это подтверждает, что позитивный настрой способствует более глубокому усвоению новых движений.

Фундаментом реабилитационной программы ДЦП является метод Войта, который активизирует и совершенствует двигательные функции рефлекторного характера – ползание, переворачивание. Помимо этого, мы активно применяем методики Кастильо Моралес, PNF, мануальную терапию, «Баланс», РДА.

Если инвалид ДЦП сталкивается с проблемами дефицита силы и физической выносливости, нехватки равновесия и координации движений, тогда часть занятий мы проводим на виброплатформе Галилео. Эти упражнения экономят время и значительно облегчают трудоемкость реабилитационного процесса. Плюс ко всему – они проходят весело, так как большинству деток очень нравится вибрация.

На платформе Галилео также проводятся растяжки. Эффект от таких занятий наступает быстрее и держится дольше:

  • Уменьшается спастичность мышц;Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды
  • Увеличивается сила и работоспособность;
  • Улучшается баланс и координация;
  • Наращиваются объемы и мышечная масса;
  • Повышается скорость и качество ходьбы;
  • Укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Виброплатформу можно арендовать на некоторое время, чтобы маленькие пациенты занимались дома и смогли закрепить результат.

Не все методики реабилитации похожи на игру. Но использование некоторых из них, например, Войта терапии, особенно оправданы в возрасте до 18 месяцев. Терапия Войта помогает наработать отличную сенсомоторную базу, достаточную для построения других видов терапии – логопедии, дефектологии, эрготерапии, функциональной интеграции.

Все программы реабилитации разрабатываются строго индивидуально, исходя из физиологического состояния пациента. У нас можно проходить как отдельные процедуры (занятия по Войта или на платформе Галилео), так и комплексную реабилитацию. Кроме этого, наши специалисты всегда могут приехать к вам домой, чтобы подкорректировать программу упражнений.

Поскольку родители – полноценные члены реабилитационной команды, мы всегда активно делимся с ними своими знаниями. Обучая родителей методикам терапии, мы помогаем им получить багаж знаний, которые позволят продолжить процесс реабилитации ДЦП дома и закрепить достигнутые результаты.

Наша команда врачей-реабилитологов

Все специалисты, которые участвуют в реабилитации пациентов с двигательными нарушениями, должны постоянно развивать свои навыки наблюдения, оценки и анализа движений. Большинство движений у нас носят автоматический характер. Но для того, чтобы научить ребенка двигаться, специалист должен иметь четкое представление о том, каков алгоритм и последовательность каждого движения.

Реабилитация детей с ДЦП - этапы и виды

Опытные врачи-реабилитологи, которых мы собрали в нашем Центре, помогут вам понять, что именно не так с вашим ребенком. Понаблюдав за его движениями, они проведут диагностику прямо на первичной консультации, а дальше поставят цели и задачи, на которые будут ориентироваться в дальнейшей работе с пациентом.

Очень важно не просто помочь малышу научиться переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить и самостоятельно есть, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава и т.д. Все эти деформации заметно тормозят моторное развитие.

Логопед-дефектолог и клинический психолог работают в тесном контакте с реабилитологами. Мы учим детей выражать свои мысли и желания: если нет возможности озвучить их языком, тогда это можно сделать с помощью знаков и карточек. Удовлетворение от того, что тебя понимают, дает мощный стимул к дальнейшему развитию.

Читайте также:  Доброкачественная опухоль головного мозга - симптомы

Мы всегда рады поделиться тем, что знаем и умеем делать для реабилитации ДЦП. Приходите к нам в Центр, и мы вместе будем работать на результат.

Жизнь каждого ребенка — это отдельная история!

Источник: https://galileofit.ru/nashi-napravleniya/rannyaya-diagnostika-i-reabilitatsiya-pri-dtsp

Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП

Мукушева Л. А. Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 100-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11689/ (дата обращения: 03.02.2020).



  • В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.
  • Ключевые слова: ДЦП, реабилитационные меры детей с ДЦП, причины ДЦП, физическая реабилитация
  • This paper discusses the causes of cerebral palsy, symptoms of cerebral palsy manifested at the different stages of child development, the procedure for the selection of physical rehabilitation and its types in patients with cerebral palsy.

Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет в себе комплекс неврологических заболеваний, вызывающих нарушение координации, двигательной функции, и относится к категории неизлечимых заболеваний. Дети, страдающие ДЦП являются инвалидами.

Возникновение ДЦП происходит из-за поражения участка головного мозга, который отвечает за мышечную активность. Причиной возникновения заболевания может быть нарушение развития мозга, а также травма до, во время или после родов.

В большинстве случаев, причина ДЦП возникает во время внутриутробного развития ребенка и связана с болезнями беременной женщины, патологией беременности или мутацией, а в редких случаях с проблемами в родах и травмами, полученными после родов.

Симптомы ДЦП проявляются в течении первых трех лет жизни ребенка.

Начальная стадия ДЦП появляется сразу после рождения и включает в себя изменения в поведении ребенка связанные с нарушением проведения сигнала от поврежденных отделов головного мозга. Из-за нарушений работы мышц, движения ребенка могут быть скованны, это связано с постоянным напряжением мышц или наоборот, в связи с мышечной слабостью, вялостью.

Ребенок может вздрагивать, возможна дрожь в теле и судороги. Ребенок не может зафиксировать взгляд и плохо сосет. Чаще всего эти изменения происходят на фоне тяжелого общего состояния ребенка: проблемы с сердцебиением, дыханием, внутричерепным давлением.

Ранняя резидуальная стадия ДЦП возникает в возрасте от 2 до 4 месяцев. Параллельно с взрослением начинают проявляться нарушения, определяемые объемом и местом поражения мозга. Прослеживается задержка в развитии, т. к.

дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить, говорить. Отчетливо заметна скованность и неестественность движений поврежденной части тела.

Например, ребенок выполняет все движения только одной рукой, а вторую поджимает к туловищу, ходит на носочках и т. д.

Поздняя резидуальная стадия ДЦП появляется у более взрослых детей. Новые симптомы не появляются, а в связи с отсутствие полноценных движений наблюдаются необратимые деформации тела, формирование специфической походки и атрофия мышц.

Существуют разные методы лечения, способствующие уменьшению проявления ДЦП и повышению самостоятельности ребенка это трудовая терапия, физиотерапия, лекарства для снятия мышечного напряжения и спазмов. В некоторых случаях прибегают к проведению хирургических операций.

В детском возрасте, особенно до 8 лет, родителям нужно приложить максимум усилий для реабилитации ребенка, т. к. мозг активно развивается и выполнение каких-то нарушенных или утраченных функций могут взять на себя здоровые отделы. Чем раньше будет начато реабилитация и лечение ДЦП, тем успешнее будет процесс.

В период реабилитации, врачи корректируют речевые, двигательные, коммуникативные и интеллектуальные навыки. Под реабилитационными мерами, подразумевается снятие симптомов, то есть восстановление функций, которые больше всего страдают от ДЦП. Важно понимать, что комплекс лечебных упражнений является не разовым курсом, а постоянной, пожизненной мерой.

Выбор физической реабилитации зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Лечение построено на упражнениях и играх, направленных на максимальное использование физических возможностей ребенка. При необходимости, подключается помощь эрготерапевта, логопеда, поддержка со стороны родителей, педагогов и медработников.

Применяется ряд специальных тестов, для оценки физических способностей ребенка: состояние мышечной системы, состояние суставов, равновесие, координация движений, функция межполушарного взаимодействия, способность к выполнению указаний и т. д.

Обычно посещение кабинета физической реабилитации проходит 1 -2 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. При этом ребенок должен ежедневно заниматься по рекомендованной программе дома. Занятия необходимо продолжать и после окончания посещений реабилитолога.

Контроль за успехами ребенка накладывается на родителей. При ухудшении состояния или недостаточном эффекте рекомендован новый цикл реабилитационной терапии.

Рассмотрим виды реабилитаций при ДЦП:

  1. Лечебная гимнастика, под влиянием которой в мышцам ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения, а также нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, преодолеваются или уменьшаются насильственные движения.
  2. Иппотерапия — вид лечебной физкультуры осуществляемой с помощью лошади и является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных.
  3. Эрготерапия — характеризуется на развитии и восстановлении утраченных ранее элементарных навыков, в том числе двигательных функций.
  4. Методика Бобат — основана на стимуляции различных движений тела при помощи специальных положений корпуса и конечностей, что приводит к укреплению слабых мышц, улучшению движения суставов и уменьшению дисбаланса в пропорциях тела.
  5. Войта-терапия — основана на воздействии на конкретные части тела при помощи градуированного давления, способствует максимальной активизации мускулатуры тела.
  6. Гидротерапия — основана на использовании теплой воды и направлена на расслабление отдельных групп мышц. Курс гидротерапии имеет комплексы упражнений на растяжение, расслабление и укрепление мышц.
  7. Садовая терапия — заключается во взаимодействии ребенка с природой, что приводит к улучшению физического и душевного состояния.
  8. Дельфинотерапия — основана на взаимодействии ребенка с животным и проходит под тщательным контролем нескольких специалистов — психолога, терапевта, психотерапевта, дефектолога и специалиста по лечебной физкультуре.

На данный момент, ДЦП является причиной большинства случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижает работоспособность, качество жизни, и способствует социальной дезадаптации пациентов.

Комплексный подход к реабилитации больных ДЦП с использованием эффективных средств разностороннего действия позволяет не только снизить симптомы заболевания, но и улучшить качество жизни людей, страдающих данным заболеванием, а также добиться адекватного уровня их социализации.

Литература:

  1. Ушаков А. А. Современная физиотерапия в клинической практике. Рецензенты: А. И. Хазанов, В. Е. Илларионов. Москва, «АНМИ», 2002. – 364 с., илл.
  2. Качесов В. А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. НИИ имени Н. В. Склифосовского 2005 г.
  3. Ж-л Медицинская помощь. Технология реабилитационных мероприятий для неврологических больных с двигательными нарушениями, 2007. – № 3. — с. 12.
  4. Ж-л Медицинская помощь // О. Ф. Выхристюк, И. В. Степанова, О. В. Мелентьева, Н. Ю. Логинова, В. Д. Русакова. Реабилитация и восстановительное лечение детей с детским церебральным параличом в условиях крупного стационара, 2007. — № 2. – с. 18–21.
  5. «Дверь в мир» Детский церебральный паралич http://doorinworld.ru

Основные термины (генерируются автоматически): физическая реабилитация, ребенок, лечебная физкультура, взаимодействие ребенка.

тренажеры, травмы, лечебная физическая культура, принципы реабилитации спортсменов.

Влияние лечебной физкультуры на организм ребенка. Занятия физическими упражнениями способствуют организации детского коллектива.

[8]. Один из множества методов реабилитации детей с ДЦП, одним из таких методов является кинезотерапия. Кинезотерапия — форма лечебной физической культуры

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной… Для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, был создан в Тимашевском районе Краснодарского

Основные термины (генерируются автоматически): физическая реабилитация, ребенок, лечебная физкультура

Рис. 2. Логико-смысловая модель реабилитации детей с РАС. Рекомендуется проводить занятие по адаптивной физической культурой с детьми с РАС на базе реабилитационных центров…

Основные термины (генерируются автоматически): физическая реабилитация, ребенок, лечебная физкультура

С детьми данной группы затруднена коммуникация и социальное взаимодействие, отсутствует интерес к деятельности окружающих, затруднено обучение в…

Лечебная физкультура и корригирующая гимнастика показана всем детям с нарушениями осанки. Главным средством для профилактики нарушения осанки являются специальные физические упражнения

Калюжнова И. А. Лечебная физкультура.-Ростов н/Д:Феникс,2008.-349с. Козлова Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей

Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. / Ловейко И. Д. — Л.: Медицина, 2002.

— уроки лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах, например, ежедневные уроки лечебной физической культуры в специальных школах-центрах для детей с детским…

Занятия по ЛФК проводились в зале лечебной физкультуры, оборудованным шведской стенкой, гимнастическими скамейками, набивными мячами

Гросс Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11689/

Раздел 2. Основы комплексной физической реабилитации при дцп

физической
реабилитации при ДЦП

У
детей с нарушением функций
опорно-двигательного аппарата и детским
церебральным параличом (ДЦП) из-за
двигательных нарушений недоразвитыми
оказываются костная, мышечная, эндокринная,
сенсорные системы, что приводит к
дефициту естественных потребностей
ребенка в движении, игре, эмоциях,
общении. Кроме того, в двигательной
сфере наблюдается отставание в физическом
развитии и физической подготовленности.

Методы
физиотерапии широко используются на
всех этапах лечения и реабилитации
детей, больных ДЦП, с целью восстановления
функций головного и спинного мозга,
периферической нервной системы,
опорно-двигательного аппарата, их
психоэмоционального развития, укрепления
общего состояния. Они относятся к числу
методов, которые дают в комплексе со
специальной гимнастикой, массажем,
медикаментозной терапией, логопедической,
ортопедической, психопедагогической
коррекцией отчетливый лечебный эффект,
иногда проявляющийся даже при относительно
коротких курсах лечения.

Основанием
для назначения физических методов
лечения при ДЦП являются те патологические
изменения структуры и функции головного
мозга, которые возникают при данном
заболевании. Органические изменения в
центральной нервной системе приводят
к стойким параличам и последующей
атрофии мышц, нарушению двигательных
функций, расстройству речи, интеллекта
и т. д.

Как правило, возникает дефицит
афферентно-эфферентной импульсации.
Вместе с тем, наряду с погибшими нервными
клетками в передней центральной извилине
головного мозга, экстрапирамидных
образованиях, мозжечке и других
структурах, ведающих функциями движения,
координации, мышечного тонуса, речи,
имеются полностью сохранившиеся нервные
клетки и нервные клетки, пострадавшие
только частично.

Используемые при ДЦП
физические факторы воздействия направлены
на оживление и усиление функции нервных
клеток, которые берут на себя функцию
погибших клеток, на создание благоприятных
условий для восстановления сохранившихся,
но функционально угнетенных участков
центральной нервной системы, реализацию
ее пластических и компенсаторных
возможностей.

Они применяются также с
целью воздействия на пострадавшие
двигательные пути, мышцы, суставы.

Физические
факторы, влияние которых используется
с лечебными и профилактическими целями,
делятся на естественные, имеющиеся в
природе и используемые обычно в курортных
условиях (например, солнечные лучи,
лечебные грязи, естественные минеральные
воды и др.), и преформированные, т. е.
созданные искусственным путем, которые
применяются в физиотерапевтических
кабинетах. Это электро-, магнито- и
световоздействия, ультразвуковая
терапия, некоторые виды тепло- и
водолечения.

Читайте также:  Лечебная гимнастика при полинейропатии нижних конечностей

Все
физические факторы — комплексные
раздражители. Воздействуя на организм,
они вызывают в нем сложные адаптационные
реакции с общими и местными компонентами.

Наиболее
универсальным в механизме действия
многих физических факторов является
тепловой эффект, который проявляется
в той или иной степени при реализации
реакции на воздействие. Происходит
усиление регионального кровотока,
местных микроциркуляторных и метаболических
процессов.

Так проявляется неспецифический
компонент действия физического фактора.
Однако каждый физический фактор оказывает
свое, присущее только ему специфическое
действие.

Оно определяется особенностями
физического фактора и избирательностью
поглощения его теми или иными тканями
организма, которая зависит от их
физико-химических свойств и глубины
расположения. Процессы, характерные
для действия каждого фактора, формируются
на клеточно-молекулярном уровне.

Специфичность воздействия физического
фактора на организм связана также с
соотношением частоты электромагнитных
колебаний функционирующей ткани и
физического фактора. В случае резонансного
совпадения этих частот устанавливаются
наиболее благоприятные условия для
реализации его терапевтических
возможностей.

Независимо
от места приложения и вида физического
фактора ответная реакция организма
всегда формируется через нейрогуморальные
и гормональные механизмы регуляции
основных функций организма.

Особенность
отечественной физиотерапии заключается
в использовании физических факторов
малой интенсивности. Известно, что все
функциональные системы организма
работают на очень низком энергетическом
уровне. Малые дозы поглощенной энергии
физического фактора стимулируют, а
большие дозы, напротив, угнетают
деятельность функциональных систем.

Поэтому более выраженный терапевтический
эффект наблюдается при слабой интенсивности
используемого физического фактора по
сравнению с физическим фактором средней
и большой интенсивности.

Эффективность
малых доз воздействия особенно наглядна
при проведении процедур на области
проекции функционально активных зон
-эндокринные железы, вегетативные узлы,
иммунокомпетентные органы.

Назначая
курс процедур, учитывают фактор привыкания
организма к повторяющимся однотипным
воздействиям, ведущий к снижению их
терапевтической эффективности. Поэтому
в процессе лечения меняют параметры
физического воздействия, используемые
методики, сам способ физического
воздействия. Это положение особенно
актуально при лечении больных ДЦП,
которое продолжается годами.

При
физическом воздействии могут преобладать
местные, сегментарные или общие реакции
организма. Для общего воздействия
используют лечебные методы, оказывающие
влияние на функциональное состояние
клеток головного мозга и расположенные
в нем жизненно важные центры, и
рефлекторно-сегмен-тарные методики. В
лечебный комплекс включают также
воздействие на мышцы и связочно-суставной
аппарат.

Выбор
адекватного метода физиотерапии больному
ДЦП определяется особенностями
физического фактора, клинической
симптоматикой, общим состоянием больного,
сопутствующими заболеваниями.

Перед
проведением физиотерапевтической
процедуры необходимо успокоить ребенка
(вплоть до назначения седативных
препаратов легко возбудимым детям),
дать ему отдохнуть.

Дозу воздействия
постепенно увеличивают как во время
процедуры, так и в ходе курса лечения.

При использовании аппаратной физиотерапии
в ряде случаев первую процедуру следует
проводить без включения аппарата с тем,
чтобы не испугать ребенка и не вызвать
у него негативного отношения к последующим
процедурам.

Для
лечения детей чаще применяют импульсные
режимы физического воздействия.

Это
позволяет уменьшить энергетическую
нагрузку на растущий организм и
использовать преимущественно специфический
компонент действия фактора.

Получившие
в последнее время распространение
процедуры магнито- и лазеротерапии
отличаются высокой эффективностью,
легко переносятся детьми и поэтому
нашли широкое применение в лечебной
практике.

Продолжительность
физиотерапевтических процедур и общее
число их на курс лечения у детей меньше,
чем у взрослых, проводят их через день
или два дня подряд с отдыхом на третий
день. Во время проведения процедуры
ребенок должен находиться под постоянным
наблюдением персонала.

Необходимо
следить за его общим состоянием,
двигательной и эмоциональной реакцией,
цветом кожных покровов, регистрировать
частоту пульса, по показаниям —
артериальное давление. После процедуры
ребенок отдыхает в течение 20-30 мин.

При
составлении индивидуальных комплексов
лечебных мероприятий согласовывают
время проведения этих мероприятий с
режимом дня, учебно-воспитательной
работой, планируют их так, чтобы
сохранялась преемственность на разных
этапах лечения.

Проводят процедуры не
ранее чем через час после приема пищи
или через 30-45 мин после него.

  • Выделяют
    некоторые общие положения, определяющие
    выбор физических методов лечения больных
    разными формами ДЦП.
  • При
    спастических формах ДЦП (спастическая
    гемиплегия, спастическая диплегия,
    двойная гемиплегия) физио- и бальнеологические
    процедуры назначают с целью направленного
    воздействия на патологический очаг в
    головном мозге, на уменьшение спастичности
    мышц, повышение тонуса ослабленных
    мышц—антагонистов спастичным, устранение
    контрактур и деформаций суставов,
    улучшение речи, координации движений,
    коррекцию психоэмоциональной сферы.
  • Больным
    этими формами ДЦП назначают электрофорез
    лекарственных веществ, улучшающих
    кровоснабжение и функциональное
    состояние клеток головного мозга,
    способствующих снижению тонуса спастичных
    мышц, а также магнитотерапию и микроволновую
    терапию (ДМВ) на область головы (на одно
    или оба полушария), трансцеребральную
    импульсную терапию, электростимуляцию
    ослабленных мышц — антагонистов
    спастичным и артикуляционных мышц,
    теплолечение (грязевые, парафиновые,
    озокеритовые аппликации, облучение
    инфракрасными лучами), разнообразные
    водолечебные процедуры.
  • При
    гиперкинетической форме ДЦП задачей
    физиотерапии и бальнеотерапии является
    подавление усиленной деятельности
    подкорковых систем, уменьшение
    выраженности гиперкинезов, генерализованных
    двигательных реакций, тонического
    напряжения мышц, улучшение речевых
    функций на фоне достижения седативного
    эффекта.

При
гиперкинетической форме ДЦП применяют
электрофорез транквилизаторов по
центральным методикам, атропина сульфата,
сернокислого магния и др. на область
воротниковой зоны, электросон,
дарсонвализацию головы и шейно-воротниковой
зоны, электростимуляцию ослабленных
мышц, теплолечение, йодобромные, хвойные,
гидрогальванические ванны, ванны из
сенной трухи, корня валерианы.

При
атонически-астатической форме ДЦП
лечение должно быть направлено на
уменьшение диффузной мышечной гипотонии,
восстановление нарушенной координации
движений, устранение туловищной атаксии,
расстройств речи и интеллекта.

Больным
атонически-астатической формой ДЦП
назначают процедуры магнитотерапии и
ДМВ-терапии на лобную и затылочную
области головы, УФ-облучение воротниковой
и трусико-вой зон эритемными дозами,
дарсонвализацию головы и воротниковой
зоны, воздействие синусоидальными
модулированными токами на
нижнегрудную-верхнепоясничную область,
сухие углекислые, общие и камерные
контрастные ванны. В лечебный комплекс
включают электрофорез галантамина,
прозерина, фосфорнокислого натрия по
методике Вермеля, глутаминовой кислоты
по лобно-затылочной методике.

Важное
значение имеет ранняя стимуляция
развития двигательных навыков. Каждому
ребенку назначается индивидуальный
комплекс лечебной физкультуры в
зависимости от возраста и формы
заболевания.

При развитии двигательных
функций важно соблюдать возрастную
закономерность их развития, поэтапно
тренировать все виды двигательной
активности: повороты, сидение с последующим
вставанием на колени, а затем на ноги,
положение на животе с последующим
ползаньем.

Привлекая ребенка к активному
выполнению движений, следует избегать
его чрезмерных усилий, что приводит
обычно к резкому повышению мышечного
тонуса.

На
начальном этапе работы по развитию
движений у детей с церебральным параличом
используют серию упражнений для
стимуляции подъема и удержания головы,
разгибания верхней части туловища.
Позже проводят упражнения для тренировки
опоры на предплечья и на кисти, стимулируют
ползанье на животе, проводят специальные
упражнения для тренировки поворотов
туловища (Бадалян Л.О.) [].

В
дальнейшем ребенка обучают стоянию на
четвереньках и развивают функцию
равновесия в этом положении, стимулируют
ползанье на четвереньках, проводят
специальные упражнения по тренировке
функции сидения, развивают способность
самостоятельно садиться, вставать на
колени, затем на ноги, развивают
возможность вертикальной позы и ходьбы.

Важное
значение в физическом воспитании ребенка
с церебральным параличом имеют специальные
упражнения, направленные на развитие
манипулятивной функции рук. Развитие
функции рук тесно связано с формированием
общей и артикуляционной моторики.
Известно, что ранней стадией общения
является язык жестов.

Тренировка функции
руки имеет важное значение для развития
психических и речевых навыков. Ребенка
учат захвату и произвольному отпусканию
предмета. При этом важно, чтобы в захвате
участвовали, в первую очередь, большой,
указательный и средний пальцы, а не
только мизинец и безымянный.

Для этого
полезно проводить специальные упражнения,
например, учить ребенка подносить ложку
ко рту.

Ребенку
с церебральным параличом трудно не
только захватить предмет, но и отпустить
его, поэтому ребенка важно учить
произвольному разжиманию кисти, а также
перекладыванию предмета из одной руки
в другую. Для развития дифференцированных
движений пальцев, например для надавливания
указательным пальцем, используют
различные предметы и игрушки.

Важное
значение имеют специальные упражнения
по подготовке и развитию самостоятельной
ходьбы.

Для этого ребенка следует обучить
правильной вертикальной постановке
головы и туловища по отношению к опорной
поверхности; умению перемещать центр
тяжести на опорную ногу, равномерному
распределению массы тела на обе ноги.

Необходимо развить у ребенка спорность
стоп и шаговые движения в разных исходных
положениях: лежа на спине, сидя на детском
стульчике, стоя.

Вначале
ребенка обучают вставанию и ходьбе с
поддержкой при этом необходимо обратить
внимание на правильное распределение
центра тяжести тела и сохранение
равновесия. С этой целью тренируют
ходьбу с опорой на передвигающийся
впереди утяжеленный стул, коляску с
грузом, учат ходить в брусьях и ходунках
(Бадалян Л.О.) [].

Важное
значение имеют и специальные корригирующие
приемы по стимуляции реакций равновесия.
Специфика упражнений дифференцируется
в зависимости от формы ДЦП.

Возможность
стояния и ходьбы у детей с церебральным
параличом зависит от степени поражения
ног, развития контроля головы и реакций
равновесия.

Становление этих функций
значительно затрудняется, если ребенок
не может использовать руки для поддержки
(Бадалян Л.О.) [].

Для
улучшения общей подвижности и физического
развития можно использовать уже изученные
ребенком основные двигательные навыки,
применяя их в различных сочетаниях и в
различных условиях. Сюда могут быть
отнесены самые разнообразные перемены
положения тела в комбинации с захватами,
бросками предметов, задания на равновесие,
преодоление каких-либо препятствий и
пр.

Для улучшения подвижности и
координации движений, также можно
использовать упражнения с мячом.

Упражнения с различными мячами (малыми,
большими) динамичны и эмоциональны,
способствуют развитию силы, координационных
способностей, быстроты простой и сложной
двигательных реакций, требуют способности
к концентрации и переключению внимания,
пространственной, временной, динамической
точности движений и их биомеханической
рациональности.

Они эффективно влияют
на развитие как психических процессов
(внимания, восприятия, памяти, рациональности
мышления, воображения), так и физиологических
(усиливают кровообращение, дыхание,
обмен веществ) и используются в качестве
общеразвивающих, подготовительных и
специальных упражнений в физической
реабилитации детей с двигательными
нарушениями.

Кроме
лечебной гимнастики, для подготовки
ребенка к самостоятельному передвижению
широко используются различные виды
массажа. Классический лечебный массаж
при ДЦП способствует расслаблению
напряженных мышц и стимулирует
функционирование ослабленных мышц.
Используются различные приемы массажа:
поглаживания, потряхивания, точечный
и вибрационный, криомассаж.

Задачи
массажа: нормализация произвольных
движений, мышечного тонуса, улучшение
крово- и лимфотока, предупреждение
возникновения контрактур, стимуляция
ослабленной функции мышц, усиление
метаболизма тканей. В комплексное
лечение ДЦП также включают
сегментарно-рефлекторный массаж с ЛФК.

Главным
и действенным средством коррекции и
профилактики при двигательных нарушениях
является правильное и своевременное
физическое воспитание, в котором особое
внимание следует уделить укреплению
мышечного аппарата и равномерному
физическому развитию.

Источник: https://studfile.net/preview/2278384/page:3/

Ссылка на основную публикацию