Синдром аспергера у детей — симптомы и признаки

Синдромом Аспергера называется нейробиологическое расстройство, диагностируемое у детей младшего школьного возраста. Заболевание относится к аутическому спектру расстройств.

Характеристика заболевания

Заболевание относится к высокофункциональному аутизму. Для синдрома характерны коммуникативные нарушения и проблема социальной адаптации.

Расстройство диагностируется в младшем школьном возрасте. Заподозрить синдром у ребенка в 3-4 года достаточно сложно, так как речевые навыки развиваются нормально, и, на первый взгляд, малыш ничем не отличается от сверстников. Поводом для беспокойства является нарушение социального взаимодействия и коммуникации:

  • «безжизненная» речь без эмоционального окраса;
  • замкнутость, обособленность от сверстников;
  • неуклюжие движения;
  • необщительность;
  • проблемы с воображением.

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Характерная особенность пациентов с синдромом Аспергера – это невозможность понять поступки и слова других людей. Такие дети буквально воспринимают любое слово, даже сказанное в шутку. Синдром характеризуется так называемым вербально-невербальным нарушением – речь развита хорошо, но способность понимать невербальные сигналы отсутствует практически полностью.

Главное отличие от аутизма – это типичное развитие речи и богатый (выше среднего) словарный запас.

Причины нарушения

Причины расстройства достоверно неизвестны. Одна из гипотез – аутоиммунная реакция организма матери в период беременности, которая провоцирует повреждение мозга плода. Среди вероятных причин развития нарушения:

  • недоношенность;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы головы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • интоксикация в первом триместре беременности.

Среди вероятных факторов риска развития заболевания у ребенка – токсоплазмоз, краснуха и другие внутриутробные инфекции в первом триместре беременности.

По статистике, в 3 из 4 случаев синдром развивается у ребенка мужского пола.

Симптомы заболевания

Признаки нарушения делятся на три группы. У детей наблюдается отсутствие воображения и творческого мышления. Как правило, пациенты неспособны демонстрировать сильные эмоции, что сказывается на манере разговора – речь сухая, «роботизированная».

ГруппаСимптом
Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки
Социальные нарушения
• проблемы с этикетом;
• чувство тревоги и неуверенности в себе при нахождении в социальной группе;
• затруднения при необходимости смены деятельности;
• чрезмерная чувствительность к насмешкам окружающих;
• неумение принимать критику.
Коммуникативные нарушения • любая фраза воспринимается буквально;
• трудности понимания идиом, юмора, распознавания скрытого смысла;
• сложность поддержания диалога.
Нарушения поведения • склонность к многократному повторению каких-либо действий (самостимуляция);
• навязчивый интерес к одной отрасли;
• четкое следование распорядку дня.

Нарушение коммуникативных навыков особенно заметно, когда ребенок попадает в социальную группу (например, детский сад, школа). Дети плохо поддерживают разговор, предпочитая говорить о себе. Несмотря на желание иметь много друзей, при синдроме Аспергера пациенты демонстрируют тревожность и неуверенность в общении с малознакомыми людьми.

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Особо сильно признаки нарушения становятся заметны в младшей школе, когда дети часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Неспособность воспринимать критику – характерная особенность при синдроме Аспергера.

У детей отмечается сенсорная чувствительность – обостренная реакция на громкие звуки и яркий свет. Как правило, с возрастом сенсорные реакции притупляются. У подростков этот симптом отсутствует либо выражен умерено. Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера демонстрируют неуклюжесть и нарушение мелкой моторики.

Характерное поведение ребенка с синдромом

Достаточно часто дети с синдромом Аспергера выступают инициаторами общения с другими людьми. У них есть потребность в коммуникации, однако полноценно реализовать ее дети не могут.

Нередко родители могут наблюдать следующую ситуацию: ребенок самостоятельно заводит разговор и увлекает в игру другого малыша на детской площадке, однако спустя некоторое время прекращает это занятие и уходит.

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Интересная особенность поведения пациентов заключается в том, что, если инициатором общения станет другой человек, ребенок постарается всячески избежать контакта. Общение возможно только тогда, когда сам ребенок этого хочет, испытывая потребность, например, что-то спросить, или взять игрушку у другого малыша.

Во время разговора ребенок демонстрирует отсутствие эмоций. При синдроме Аспергера мимика достаточно скудная, жесты и прочие проявления эмоций при разговоре отсутствуют. Еще одна особенность пациентов с этим нарушением – непринятие этикета, что выражается в перебивании собеседника посередине фразы.

Дети демонстрируют отсутствие творческого мышления, предпочитают игры с четким алгоритмом действий.

Особенности поведения в старшем возрасте

Начиная с подросткового возраста, развивается социальная изоляция. Подросток не может найти общие интересы с окружением и чувствует себя неуютно в большой компании. Личная жизнь у пациентов отсутствует, друзей чаще всего нет.

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Пациенты с высокофункциональным аутизмом – это хорошие служащие, предпочитающие годами выполнять однообразную работу. Карьера не входит в сферу их интересов, руководящие должности они никогда не занимают из-за коммуникативных нарушений.

Такие люди демонстрируют полное отсутствие чувства юмора. Любая фраза воспринимается буквально, метафоры остаются непонятыми. Человек не умеет «читать между срок» и не понимает завуалированные намеки.

Характерные черты людей с синдромом Аспергера – подозрительность, прямолинейность, страх перед болезнями. В детском возрасте эти особенности характера выражены неявно, однако становятся заметнее по мере взросления.

Во взрослом возрасте синдром Аспергера приобретает другие формы и опасен риском развития фобий и психических расстройств. Достаточно часто на этом фоне развивается обсессивно-компульсивное расстройство.

Диагностика нарушения

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Заболевание необходимо корректировать в детском возрасте. Со временем симптомы усугубляются, нарушение социализации становится явственнее. Во взрослом возрасте расстройство приводит к развитию различных фобий.

Для постановки диагноза необходимо проконсультироваться с детским психологом или психотерапевтом. Опытный специалист способен диагностировать патологию, основываясь на наблюдениях за поведением малыша.

Дополнительно необходимо пройти ряд тестов. Опросники позволяют определить уровень интеллекта и сенсорную чувствительность. Психолог обязательно проводит тест для оценки воображения и творческих способностей.

Опросники разработаны для детей старше 6 лет и взрослых. В более юном возрасте оценка коммуникативных навыков и особенностей мышления проводится с помощью картинок.

Лечение патологии

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Цель лечения – это социальная адаптация пациента. Она достигается путем когнитивно-поведенческой психокоррекции и тренингов социальных навыков. Дополнительно детям необходимы занятия с логопедом. Нормализовать моторику и избавиться от неуклюжести помогает лечебная физкультура.

Медикаментозная терапия при синдроме Аспергера вторична и помогает нормализовать сон и унять тревожность. Препараты группы нейролептиков, седативные лекарства и антидепрессанты подбираются врачом в индивидуальном порядке.

Как жить с синдромом Аспергера?

Вылечить расстройство нельзя, однако своевременная коррекция в раннем детстве дает высокий шанс на успешную социализацию. Согласно статистике, около 10% пациентов во взрослом возрасте не испытывают трудностей с общением. Выявить нарушения можно только посредством нейропсихологического теста.

Интеллект у пациентов обычно выше среднего, дети могут посещать общеобразовательную школу, однако психолого-педагогическое сопровождение и особый подход к процессу обучения значительно повышает шансы на социальную адаптацию.

Своевременное обнаружение расстройства и корректировка поведения позволяют в будущем заводить крепкие семьи и добиваться успехов в выбранной отрасли. Пациенты демонстрируют ряд сильных и слабых качеств.

Как правило, они достигают определенных высот в интересующей их сфере, благодаря вниманию к деталям и исследовательскому интересу.

Нередко дети и взрослые демонстрируют поистине энциклопедические знания в выбранной области.

Также к сильным сторонам относятся:

  • развитое логическое мышление;
  • независимость от чужого мнения;
  • честность;
  • нетипичное мышление.

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Известные люди

Зачастую люди с синдромом Аспергера демонстрируют концептуально новый подход к решению различных задач, благодаря независимости мышления. Они склонны оценивать любую ситуацию под несколько иным углом, что позволяет решать сложные задачи. Нередко становятся хорошими математиками, инженерами и учеными.

Известные люди, которые жили с расстройством Аспергера — это Авраам Линкольн и Гарри Труман. О заболевании открыто заявил актер Дэн Экройд. Симптомы расстройства наблюдались у экономиста и нобелевского лауреата Вернона Смита.

Некоторые психологи утверждают, что синдром Аспергера необходимо рассматривать как иной когнитивный стиль, но не нейробиологическое расстройство психики. Как показывает история, люди с этой особенностью способны внести весомый вклад в развитие общества, несмотря на коммуникативные нарушения.

Источник: https://VilechimDetok.ru/nevrologiya/sindrom-aspergera-u-detej-simptomy

Как проявляются симптомы синдрома Аспергера у детей?

Впервые упоминание о таком заболевании как синдром Аспергера отмечено в 1944г. Врач-психотерапевт, наблюдающий за детьми с различного рода психическими отклонениями, выделил данный недуг в качестве самостоятельного заболевания и детально описал его проявления.

Считается что синдром Аспергера – это легкая форма аутизма, психическое отклонение в развитии ребенка, проявляющееся в его своеобразном отношении к людям, окружающим предметам, восприятии новой информации.

На сегодняшний день многие врачи склонны считать синдром Аспергера не заболеванием, а функциональной особенностью деятельности головного мозга, ведь данное состояние не предполагает отставания в интеллектуальном развитии, как это бывает у детей, страдающих аутизмом. О симптомах синдрома Аспергера у детей расскажем в статье.

Как распознать синдром Дауна у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Характеристика патологии

Фото мальчика с синдромом Аспергера:

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Синдром Аспергера представляет собой состояние, при котором изменяется общее ребенка. Патология имеет врожденный характер, и сопровождает пациента на всем протяжении его жизни.

Ребенок, страдающий данным недугом, не проявляет признаков, характерных для детей-аутистов, имеет довольно высокую способность к социализации в обществе.

Нарушения, возникающие в данном случае, выражены характерной триадой симптомов.

Коммуникация Взаимодействие Социальное воображение
Ребенок с синдромом Аспергера нередко путается в выражениях лица, интонации, мимике окружающих людей. Все это порождает проблемы с общением.
Такому ребенку сложно первому начать беседу, выбрать тему для разговора, особенно, если он общается с малознакомыми людьми, ведь он не может правильно определить отношение человека к нему и его поведение.
Характер ребенка с синдромом Аспергера отличается определенными особенностями.
Малыш старается держаться подальше от сверстников, предпочитает играть или заниматься каким-либо делом в одиночку. Нередко такие дети не воспринимаются в детском коллективе, становятся изгоями.
Нередко дети с данным заболеванием обладают развитым воображением, но не могут использовать его в повседневной жизни. Ребенок не способен различить эмоции и ощущения другого человека, не может понять посылы телодвижений и мимики.
Ребенок не склонен к творческим занятиям, но игры, основанные на использовании логики, где есть четкий порядок действий, не вызывают у него каких-либо сложностей.

О причинах и лечении лунатизма у детей читайте здесь.

Причины возникновения

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Синдром Аспергера считается врожденной аномалией развития.

Точные причины, способствующие возникновению недуга, на сегодняшний день не изучены. Наиболее вероятной причиной считается генетическая мутация, наследственная предрасположенность.

  • Кроме того, выделяют и такие неблагоприятные факторы как загрязненная экология, вредное воздействие внешних факторов на организм беременной женщины (курение, употребление алкогольных или наркотических средств) и плода на ранних сроках беременности.
  • В результате таких воздействий происходит нарушение формирования головного мозга, возникают различного рода аномалии развития данного органа, в результате чего и отмечается нарушение восприятия окружающего мира уже после появления ребенка на свет.
  • К развитию синдрома Аспергера может привести и родовая травма головного мозга.
Читайте также:  Сосудистая энцефалопатия головного мозга: лечение и виды

Основные черты заболевания

Дети с синдромом Аспергера обладают целым рядом особенностей, и далеко не все из них можно считать отрицательными.

Положительные качества Отрицательные качества
  1. Ребенок зачастую обладает развитым интеллектом, у него хорошо развита речевая функция, имеется обширный словарный запас.
  2. Хорошо воспринимает большие объемы информации, но только той, которая ему интересна.
  3. Имеет нестандартное мышление.
  4. Способен к самостоятельному обучению.
  5. Умеет заниматься каким- либо делом в одиночестве, не отвлекаясь на других людей и посторонние раздражители.
  6. Могут сосредоточиться на выполнении работы, не упуская даже незначительных деталей.
  7. Хорошо выполняют рутинную работу, которая требует определенного порядка действий.
  8. Соблюдают установленные и прописанные правила, к которым уже привыкли.
  9. Не воспринимают ложь и не умеют лгать сами.
  10. Такие дети видят в посторонних людях больше позитивных качеств, верят в добро и справедливость.
  1. Сложности в восприятии информации, неинтересной ребенку.
  2. Невозможность распознавать эмоции других людей, их поведение.
  3. Неспособность принимать негласные правила в обществе.
  4. Сложности в обработке слуховой информации, требующей подключения воображения.
  5. Склонность к стрессам.
  6. Проблемы в общении, неумение построить беседу или найти подходящую тему для разговора.
  7. Неадекватное восприятие посторонней критики, неприятие помощи от других людей.
  8. Нарушения сна.
  9. Неумение правильно выражать свои эмоции.

Как проявляется фетальный алкогольный синдром у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.

Симптомы и признаки

Для детей с синдромом Аспергера характерны следующие клинические проявления данного состояния:

  1. Синдром Аспергера у детей - симптомы и признакиЗамкнутость, стремление держаться обособленно от сверстников и взрослых.
  2. Неловкость движений, неуклюжесть при изменении положения тела, использовании различных предметов.
  3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук, в результате чего у ребенка в дальнейшем возникают сложность в обучении письму.
  4. Недостаточная адаптированность поведения. Ребенок может неадекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в жизни, часто не подчиняется общепринятым нормам поведения, отрицательно относится к любым изменениям привычного для него порядка вещей и действий.
  5. Эмпатическая неразвитость, которая проявляется в неспособности распознавать выражения лица, жесты, мимику, эмоции и интонации других людей.
  6. Неспособность в полной мере выражать свои чувства и желания. Отсутствие эмоциональной окраски произносимой речи.
  7. Отсутствие стремления к общению, поддержанию приятельских и дружеских отношений с другими детьми.
  8. Сложности, возникающие во время игр на воображение.
  9. Повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, навязчивым запахам, ярким цветам. Часто бывает так, что ребенок не любит детские мультики, которые обычно интересны его сверстникам. Малыша раздражают яркие краски и обширный звуковой ряд.
  10. Буквальное восприятие полученной информации. Ребенок не понимает переносных значений слов, сравнений, метафор, чувства юмора.
  11. Склонность к повторению определенного порядка действий и движений. Например, ребенок выбирает один и тот же маршрут от дома и до школы, и придерживается его постоянно. Во время игр малыш так же демонстрирует четкую последовательность действий, выбранных им единожды. Любые изменения вызывают у ребенка протест и неадекватную реакцию.
  12. Синдром Аспергера у детей - симптомы и признакиРебенок проявляет сильный интерес только к какой-либо одной сфере деятельности, может увлеченно рассказывать о ней, посвящать любимому занятию большую часть своего времени, совершенно не интересуясь при этом другими делами.
  13. Подростки не проявляют никакого интереса к противоположному полу, характерного для данной возрастной категории.
  14. Склонность к депрессиям, у детей старшего возраста могут возникать суицидальные мысли.

Есть ли разница меду синдромом Аспергера и аутизмом?

Безусловно, это два разных заболевания, которые отличаются друг от друга.

В частности, у детей с аутизмом наблюдается значительное отставание в интеллектуальном развитии, нарушения речи, письма, особое выражение лица, по которому можно легко распознать наличие отклонений.

У детей, страдающих синдромом Аспергера, таких нарушений нет. На первый взгляд ребенок кажется совершенно нормальным, ничем не отличающимся от сверстников. В некоторых случаях имеются определенные нарушения речи, которые, по мнению врачей, являются незначительными, и по мере роста ребенка исчезают.

Тесты для выявления

Для установления наличия синдрома Аспергера и определения степени его тяжести используют специальные тестирования, в виде ответов на вопросы, оценки и восприятии ребенком графической информации, изображенной на предлагаемых ему картинках. В зависимости от возраста пациента врач выбирает один из вариантов тестирования:

    Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

  1. Восприятие картинок для оценки эмоционального недоразвития ребенка. Врач показывает малышу различные графические изображения, и просит его описать свои эмоции и ощущения, возникающие во время их просмотра.
  2. Врач называет ребенку какие-либо метафоры, слова в их переносном значении, предлагает определить значение символов. Данный тест позволяет определить уровень аутических нарушений и способность ребенка воспринимать нестандартную информацию.
  3. Для детей старшего возраста предлагается ответить на 100 вопросов, соответствующих должному уровню интеллектуального развития, необходимого для данной возрастной категории.

Рекомендации по лечению невроза навязчивых движений у детей вы найдете на нашем сайте.

Лечение

Для коррекции симптомов заболевания ребенку необходимо соответствующее лечение, которое заключается в формировании у малыша тех навыков, которыми он не обладает.

В частности, это умение общаться с другими людьми, в том числе и с незнакомыми, способность распознавать их эмоции, интонации, особенности поведения, умение правильно воспринимать свои действия и действия окружающих, развитие мелкой моторики и координации движений.

Медикаментозная терапия

Назначать какие-либо медикаментозные препараты для лечения данного недуга опасно, особенно, это касается детей младшего возраста. Однако, при наличии определенных симптомов лекарственная терапия все же необходима. Ребенку назначают препараты следующих групп:

  • Синдром Аспергера у детей - симптомы и признакиантипсихотические препараты для устранения возможной агрессии и раздражительности;
  • антидепрессанты при склонности к депрессивным состояниям и мыслям о самоубийстве.

Лечение должно назначаться в строго индивидуальном порядке, своевольный прием сильнодействующих лекарственных препаратов категорически запрещен.

Поведенческая коррекция

Основная задача терапии – научить ребенка навыкам общения, выражению своих эмоций и пониманию чужих. Занятия проводятся в групповом режиме, либо в индивидуальном порядке в присутствии родителей.

На начальном этапе лечения предпочтительнее второй вариант, так как в обществе других людей, пусть даже со схожими проблемами, такой ребенок будет чувствовать себя неуютно. В дальнейшем предусмотрен переход на групповую форму занятий.

Помимо поведенческих навыков, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в обществе, ему необходимы лечебные занятия для развития мелкой моторики, координации движений.

Особенности воспитания

Родители детей с особенностями развития должны учитывать их в процессе воспитания и соблюдать определенные правила, которые помогут ребенку лучше чувствовать себя в окружающем его мире:

  1. Синдром Аспергера у детей - симптомы и признакиНеобходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, ссоры, крики и прочие негативные обстоятельства неприемлемы.
  2. Родители должны пополнять свои знания о воспитании и современных методах лечения детей с синдромом Аспергера.
  3. Необходимо постоянно рассказывать ребенку о правилах поведения, принятых в обществе, однако, делать это необходимо мягко, в ненавязчивой манере.
  4. Почаще хвалить ребенка даже за незначительные успехи.
  5. Поощрять малыша за достижения в интересующей его сфере деятельности.

Синдром Аспергера представляет собой нарушение психического и эмоционального развития ребенка. Заболевание носит врожденный характер, однако причины его возникновения на сегодняшний день точно не установлены.

Ребенок с данным заболеванием имеет ряд особенностей характера, причем многие из них можно назвать положительными. Тем не менее, малышу требуется специализированное лечение, которое поможет ему приобрести отсутствующие умения и навыки.

О методах коррекции детей с минимальной мозговой дисфункцией читайте тут.

О синдроме Aспергера у детей расскажет специалист в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/s/sindrom/aspergera-u-detej-simptomy.html

Синдром Аспергера у детей: симптомы, фото и диагностика

  • Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
  • 22956
  • Дата обновления: Январь 2020

Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно.

Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента.

При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме.

Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.

Читайте также:  Вегетативная дисфункция синусового узла у детей и взрослых: опасно ли это заболевание и как оно лечится

Причины нарушения

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением.

Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания.

Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Проблемы с коммуникацией

Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:

  • проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
  • непонимание юмора;
  • сложности с восприятием идиом;
  • дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
  • проблемы с ведением диалога.

При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.

Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога.

Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком.

Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.

Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.

Поведенческие нарушения

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам.

При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию.

При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен.

В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением.

Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку.

Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе.

У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Осложнения и последствия

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Диагностика

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими.

Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей.

Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Синдром Аспергера у детей - симптомы и признаки

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги.

Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе.

Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

Источник: https://mozg.expert/sindromy/sindrom-aspergera-u-detey/

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Читайте также:  Вегето-сосудистая дистония: лечение народными средствами

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия.

Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

 Эволюция симптомов

Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.

Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.

Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.

Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.

Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:

  • проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
  • чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
  • слишком капризны;
  • привередливы в еде;
  • отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.

Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.

У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика.

Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит.

Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.

Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.

Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.

Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.

Школьный возраст

Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути.

Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно.

А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.

Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».

Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства.

Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию.

Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.

В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.

Типичные признаки

Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками.

Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Когнитивные и двигательные особенности 

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Диагностика и лечение

Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.

Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:

  • дефицит внимания;
  • классический аутизм;
  • шизотипическое расстройство личности;
  • ОКР;
  • последствия энцефалита.

Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.

Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.

Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.

В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.

Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.

Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.

Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными.

Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев.

Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.   

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/simptomyi-i-lechenie-sindroma-aspergera-u-detej

Ссылка на основную публикацию