Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функцииЗаикание – болезнь, проявляющаяся в виде нарушения речевых функций и имеющая психоневрологическое происхождение. Чаще всего заиканием страдают дети, во взрослом возрасте болезнь проявляется крайне редко, но более болезненно.

Заикание во взрослом возрасте вызывает сложности при разговоре, пациенты страдают от дефекта речи, не могут выговорить правильно слова, растягивают, либо наоборот, непроизвольно сокращают слоги. Заболевание может сопровождаться тиками мышц, подергиванием в конечностях и сложностями с дыханием.

Долгое время заикание не поддавалось лечению. Современная медицина сделала огромный скачок вперед, позволяющий не просто диагностировать болезнь, но и весьма успешно лечить ее.

Совместными усилиями логопедов, неврологов, психологов и психотерапевтов удается достичь положительных результатов даже при лечении заикания у пожилых больных, испытывающих сложности в разговоре с детства.

Исследования последних лет позволяют выделить две природы развития заикания:

  • невротическую;
  • неврозоподобную.

Невротическое заикание

Невротическое заикание проявляется в виде нарушения нормального ритма речи, возникновения запинания и повторов. Данная форма Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функциинарушения напрямую связанна с тоническими и тоникоклоническими судорогами в области дыхательно-вокальной и артикулярной мускулатуры.

Природа возникновения заболевания имеет психологическую подоплеку, что позволяет отнести его к группе невротических болезней. В медицине встречается также термин логоневроз.

Невротическое заикание всегда связано со стрессовой ситуацией. Чаще всего заиканием страдают мужчины. Болезнь может проявиться единоразово, либо стать постоянным явлением.

В первом случае человек может начать заикаться после сильного испуга, в приступе паники, или гнева. Во втором случае человек испытывает те же ощущения, но приобретшие постоянный характер.

Поскольку невротическое заикание связано с психологией, то причины его могут быть самыми разными. Иногда человек начинает заикаться в детстве, подражая кому-либо из своего окружения, привыкает к подобной речи и не замечает ее дефекта.

Огромную роль в определении причин заикания занимает наследственность, связанная с нарушениями работы речевого аппарата.

Неврозоподобное заикание

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Причиной заикания может стать асфиксия и тяжелые роды. У детей проявляются задержки в развитии, они долго отказываются ходить, быстро устают, разговаривать начинают в 2-3 года, не могут запомнить даже самые простые слова.

Изначально заикание может проявляться в виде перестановки отдельных слов, но постепенно в разговорной речи все чаще появляются такие слова-паразиты, как «э», «ну», «это», что делает речь еще менее разборчивой.

Невротическая форма заикания исчезает сама собой после устранения внешнего раздражителя, неврозоподобное же нарушеие остается проблемой на долгие годы и беспокоит уже взрослого человека.

Заиканием страдает не менее 1% взрослых жителей планеты. Общего мнения по поводу этиологии заикания не существует. Специалистами выделяются следующие факторы, оказывающие прямое, либо косвенное воздействие на появление заболевания:

  • возраст;
  • половая принадлежность;
  • состояние ЦНС;
  • индивидуальные особенности развития речи;
  • функциональная асимметрия мозга;
  • психические травмы;
  • генетика.

Заикание свойственно в большей мере мужчинам, нежели женщинам, что связанно с большей их подверженностью различного рода стрессам.

При изучении патогенеза нарушения используются следующие подходы:

  1. Клинико-физиологический. Заикающийся человек вполне способен адекватно воспринимать речь, если та звучит из уст другого человека, либо транслируется посредством аудио записи. Он вполне может сформулировать в уме фразу, которую хочет произнести, но сказать так, как задумано, у него не получается, что связанно с нарушением на уровне говорения и уровне речевой просодии. Функция речи не нарушается на физическом уровне, она либо не развита в полной мере, либо говорящий человек испытывает сильный стресс и потому не в силах говорить правильно. Статистические данные показывают, что заикаются чаще всего левши, но точных исследований по этому поводу не было проведено.
  2. Психолого-педагогический. Сторонники данного подхода связывают проявление нарушения с боязнью говорить, возникшей на Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функциипсихологическом уровне. Обычно такая боязнь развивается у детей, испытывающих авторитарное давление родителей, но может проявиться и у взрослых, страдающих от гнета начальства и семейных неурядиц.
  3. Социальный. Обнаружено, что в отсутствие слушателей заикающийся человек говорит правильно, явные нарушения речи отсутствуют, что позволяет говорить о социальной природе заикания.
  4. Психолингвистический. За основу изучения сторонники психолингвистического подхода берут нарушения монологической речи, поскольку монолог невозможен без четко выстроенной, связной и целенаправленной мысленной активности. Посредством многолетних экспериментов было установлено, что заикание напрямую связанно с эмоциями, которые испытывает говорящий при чтении. Лица, читавшие эмоционально насыщенный текст, заикались сильнее, чем те, что читал совершенно лишенный эмоций текст в сухом деловом стиле. При повторном чтении заикание уменьшалось, поскольку текст был уже знаком человеку и не вызывал тех же эмоций, что и при первичном его прочтении. Кроме того, было доказано, что высокая социальная адаптация человека оказывает непосредственное воздействие на развития нарушения. Чем она выше, тем меньший дефект речи наблюдается.

Провокаторы отклонения

Вероятными причинами развития заикания у взрослых могут быть:

  • сильный испуг;Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции
  • перенесенный стресс;
  • мгновенно охвативший человека гнев;
  • патологии в развитии;
  • негативное отношение семьи, начальства;
  • гормональные и эндокринные нарушения;
  • перенесенные черепно-мозговые травмы;
  • задержки в развитии, имевшиеся в детском возрасте.

Заикание может являться наследственным заболеванием, не проявляющимся на протяжении долгого времени. При наличии стрессовой ситуации отклонение может проявиться в самый неподходящий момент и стать постоянным явлением в жизни человека.

Фазы развития

Заикание у взрослых лечится намного сложнее, чем в детском возрасте, потому родителям, воспитывающим детей в возрасте до 12 лет, рекомендуется внимательно наблюдать за тем, не проявляются ли у них признаки данного заболевания.

Прогрессируя, заболевание может стать причиной остро выраженного дефекта речи. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания:

  1. Отклонение в речи у дошкольников. Проявление заболевания может наблюдаться при сильном эмоциональном всплеске. Обычно заикание в этом возрасте не приводит к серьезным проблемам и исчезает самостоятельно.
  2. Заикание у детей младшего школьного возраста. Заболевание, проявляющееся у младших школьников, считается патологией, требующей немедленного лечения. Иногда заикающиеся школьники могут говорить вполне связно, но постепенно, подвергаясь насмешкам со стороны других детей, они перестают стараться правильно выговаривать слова и дефект речи усиливается.
  3. Нарушение у подростков. Заболевание проявляется в усиленной форме при общении с незнакомыми людьми, ответе у доски, разговоре по телефону.
  4. Заикание в юношеском и взрослом возрасте. В том случае, если заболевание не удалось побороть в детском и подростковом возрасте, оно становится хроническим и вынуждает взрослых людей искать замену некоторым словам, произношение которых вызывает сложности.

Клиническая картина

Заикание не является заболеванием в прямом смысле этого слова, поскольку обычно классифицируется как проявление скрытых патологий человеческого организма. Нарушение может быть связанно с такими проблемами, как:

  • психологическое расстройство;Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции
  • наличием у человека комплекса вины;
  • чувством тревожности;
  • одиночеством;
  • страхом;
  • трудностями в общении;
  • нежеланием принимать важные решения и заниматься повседневными хлопотами.

Развитие заикания обычно связано с поражением органов речи и мышечной ткани гортани. Существенное воздействие на проявляющийся дефект речи оказывают спазмы и дыхательные судороги, возникающие вследствие чрезмерного волнения.

Постановка диагноза

Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.

Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога . В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.

При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:

  • логофобия;
  • потливость рук;
  • покраснение лица;
  • навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.

Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.

Коррекция отклонений

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

В случае, если нарушение было вызвано полученной травмой, пациенту понадобиться консультация вибротолога. Избавиться от сложных случае заикания можно при помощи снятия напряжения отдельных участков тела, в этой ситуации может быть порекомендована миотерапия, направленная на терапию мышц.

Для коррекции заикания рекомендуется обратиться к психологу и пройти параллельный курс лечения, могущий оказать благотворное воздействие на психику человека, устранив травмирующие ее ситуации.

Скорректировать состояние больного может также и логопед, использующий такие методы, как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и различные дыхательные упражнения.

Основной целью коррекции является максимальное улучшение речи. Сложности коррекционного лечения связаны с необходимостью одновременного использования средств и методов неврологической, логопедической, психологической и терапевтической области.

Когда вы дома

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Релаксирующее воздействие на организм оказывают травяные отвары и сборы, приобрести которые можно в аптеке. Наиболее благоприятное воздействие оказывает рута пахучая.

Одну чайную ложку руты заливают стаканом кипятка и дают настояться в течение 7-10 минут. Готовый напиток принимают трижды в день по 1 чайной ложке.

Перед приемом травяного настоя рекомендуется проконсультироваться со специалистом, что позволит исключить возможную аллергическую реакцию.

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaikanie-u-vzroslyx.html

Заикание у взрослых

Плавная, внятная речь естественна и привычна для человеческого слуха. Неуместные паузы, частые повторы или растягивания звуков и слогов, иные отклонения от нормального темпа и плавности разговора бывают свойственны взрослым людям, страдающим заиканием. Дефекты речи в зрелом возрасте часто сопровождаются непроизвольными, импульсивными движениями конечностей или тиками мышц лица.

С древних времён медицина считала речевые затруднения проявлением болезни, а не простым недостатком. Успешных и проверенных методик лечения долгое время не существовало, хотя врачи стремились к этому. Лишь к концу 19-го века феномен заикания был достаточно изучен, чтобы дать почву для разработки системных мер помощи пациентам.

Диагноз, который ставится заикающемуся человеку, учитывает не только внешнее проявление речевых нарушений, но и их психоневрологическое происхождение. В реабилитации больных принимают участие логопеды, неврологи, психологи и психотерапевты. Практика подтверждает, что даже упорное, многолетнее заикание, начавшееся в раннем возрасте, может быть скорректировано.

Причины

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Во время произнесения слов у заикающегося человека судорожно сокращаются мышцы речевого и дыхательного аппарата. Первопричины этого состояния делятся на два класса, в зависимости от типа патологии. Диагностируется невротическое заикание (логоневроз) или органическое (неврозоподобное).

  1. Органические патологии связаны с наличием функциональных отклонений в работе мозга. Современная энцефалография с высокой точностью определяет такие отклонения. Проявления симптомов бывают постоянными и не зависят от обстоятельств речевого акта. Травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы способны спровоцировать возникновение заикания, избавление от которого связано с лечением основного заболевания.
  2. Логоневрозы возникают у взрослых людей после перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжкого горя, глубокого эмоционального шока. Патологическая речь в этом случае не обусловлена физиологией. Часто человек начинает заикаться в определённый момент, хотя перед этим он говорил нормально. К провоцирующим обстоятельствам относятся высокая важность разговора или необходимость говорить перед аудиторией.

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функцииСильный испуг или приступ гнева может вызвать временное заикание, которое проходит со временем. Такой логоневроз относится к стрессовому, или реактивному типу и требует своевременной медицинской помощи. Если помощь не оказана, то риск закрепления патологии возрастает. К речевым симптомам стрессовых заиканий присоединяются судорожные синдромы, подёргивания мышц, усугубляющие психологический дискомфорт. Обычное общение становится почти невозможным, вызывая потерю сил у больного и негативную реакцию у собеседника.

Читайте также:  Аритмогенный шок - симптомы, причины, лечение

Наиболее многочисленной является группа пациентов, страдающих заиканием с детства.

Наследственная предрасположенность и сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного. Это вовсе не означает, что прогноз заболевания неблагоприятен. Но общий курс лечения может оказаться продолжительным – год и более.

Установление объективных причин заикания относится к компетенции врача. Специалист анализирует анамнез нарушений – врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. На этой надёжной основе будет разработана методика индивидуальной коррекции заболевания.

Особенности заикания у взрослых

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

В числе десяти людей, страдающих заиканием, семеро окажутся мужчинами. Женщины более устойчивы эмоционально, сама природа защитила их от речевых проблем. Расположены к возникновению дефекта и левши. Эти обстоятельства подтверждают причастность особенностей строения мозга к нарушениям речевых функций.

Если свидетель стрессовой ситуации наблюдает неожиданное появление заикания у потрясённого человека, то жертве обстоятельств можно попытаться помочь. Известны случаи, когда горячий чай или глоток спиртного восстанавливали нормальный темп речи, не давая образоваться устойчивым искажениям. Такая «скорая помощь» не исключает необходимости дальнейшего лечения больного у невропатолога.

Внутренняя речь взрослого человека всегда свободна. Заикание, наступившее в зрелые годы, проявляется только при общении. «Про себя» люди говорят без затруднений, даже если дефект имеет максимальное внешнее воплощение.

Этот факт говорит в пользу возможности излечения от недуга.

Лечение

Научные исследования однозначно свидетельствуют о возможности преодоления речевых нарушений при комплексном подходе к лечению. Должны быть учтены все аспекты заболевания: социальный, биологический, психологический. Курсы медикаментов, занятия с логопедом, участие невропатолога и психотерапевта в работе с пациентом включаются в коррекционные системы, ориентированные на исцеление.

Авторские методики коррекции заикания

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Широко известны авторы многих методик, имеющих хорошие результаты.

  • Методика устойчивой нормализации речи Л. З. Арутюнян включает способы формирования новых речевых двигательных навыков, согласованных с гармоничными движениями руководящей руки. Метод с успехом применяется во многих клиниках, для взрослых больных с любыми степенями тяжести заикания. Есть данные о возвращении плавности речи больным, имеющим врождённые органические отклонения.
  • Метод социореабилитации Ю. Б. Некрасовой имеет успех в случаях логоневрозов и требует участия опытного психотерапевта. Лечение – длительное, проводится поэтапно, рассчитано на группы пациентов. В процессе занятий и сеансов больные обучаются самостоятельным приёмам стабилизации дыхания и нервной системы. Эти знания и навыки остаются полезными в течение всей жизни.
  • Метод биологической обратной связи (БОС) относится к наиболее современным и предполагает использование компьютерных технологий. БОС практикуется для индивидуальной коррекции с участием логопеда. Высокотехнологичные аппаратные комплексы имеются во многих зарубежных и российских клиниках. В состав оборудования входят тренажёры дыхания, регистраторы активности мозга и мышечных сокращений. Врач-инструктор проводит необходимое количество сеансов, позволяющих пациенту освоить эффективные приёмы саморегуляции и самоконтроля.

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функцииВнезапно развившееся заикание может быть первым признаком инсульта. Все симптомы и неотложная помощь.
В редких случаях к заиканию может привести травма головного мозга. Подробный материал о черепно-мозговых травмах здесь.

Что можно сделать самостоятельно

Лечение заикания невозможно без освоения приёмов самопомощи. Оптимальные советы пациент получает от опытного врача после обследования и прохождения курса лечения.

Ставка на исключительно самостоятельную работу может принести успех в случаях лёгких степеней логоневрозов.

К методам, доступным для применения самими пациентами, относится аутотренинг и дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Преодоление заикания во многом зависит от установки человека на достижение желанной цели. Первоначальная помощь специалистов актуальна как в лечебном, так и в методическом аспекте. Положительная динамика в состоянии человека, страдающего от речевых дефектов, способна вдохновить его на достижение всё более высоких результатов и привести к полному выздоровлению.

Ниже следует фрагмент передачи «НТВ Утро», в которой говорится о проблеме заикания:

Источник: http://www.neuroplus.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaikanie-u-vzroslyh.html

Заикание- это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата

Что такое заикание?

Р.Е. Левина рассматривала заикание, как нарушение коммуникативной функции речи.

  • Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
  • 1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
  • 2) порождение замысла и программирование высказывания во внутренней речи;
  • 3)подбор лексико-грамматических средств;
  • 3) языковая реализация высказывания;

         Р.Е. Левина, И.Ю. Абелева считают, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.

В эту модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе (трансляции).

Заикание в общей классификации речевых нарушений относится к категории расстройств темпа и ритма  речи.

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Причины заикания

 

В настоящее время принято выделять две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его!!!

  1. —  предрасполагающие;
  2.  — производящие (или запускающие).
  3. Предрасполагающие причины:
  4.  — невротическая отягощенность родителей ;
  5.  — невропатические особенности самого ребенка (ночные страхи, энурез, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность, которые обнаруживаются в раннем, доречевом периоде);
  6.  — конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость самой ВНД,);
  7.  -наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).
  8. К неблагоприятным условиям относятся:
  9. — физическая ослабленность детей;

 — возрастные особенности деятельности мозга. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.

Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима.

Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

  •  — ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;
  •  — скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;
  • — недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;
  • — недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Вывод. При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

  1.  Производящие (или запускающие):
  2. 1)aнатомо-физиологические причины:
  3.   — физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
  4.  — травмы ;
  5.  —  органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
  6.  — истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, рахит,  в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;
  7.  — несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.
  8. 2) психические и социальные причины:
  9.  — кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх);
  10.  — длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;
  11.  — хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
  12.  — острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
  13.  — неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;
  14.  — несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
  15.  — подражание заикающимся.;
  16.  — переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
  17.   — неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.
  18. Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Симптомы заикания

 

1) речевая судорога:

ПО ХАРАКТЕРУ

  • Клонические судороги – часто повторяющиеся ритмические сокращения мышц речевого аппарата (кратковременный характер) : д-д-д-дорога
  • Тонические судороги – длительный спазм мышц речевого аппарата: д____орога.
  • Смешанные судороги.

ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ

        1.Дыхательные судороги ( в дыхательном отделе):

  • Экспираторные судороги – на выдохе. 
  • Инспираторные судороги – на вдохе. 
  • Респираторные судороги – и на вдохе и на выдохе.   

Источник: https://logoznanie.ru/narusheniya-rechi/77-zaikanie.html

Заикание у взрослых

Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.

Причины заикания

Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.

Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).

К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.

Механизм развития и виды заикания

У взрослых, как и у детей, выделяют два основных механизма развития этой патологии. Заикание, которое развилось на фоне стрессового события, называют логоневрозом. Оно обычно сочетается с тревогой, нарушениями сна и другими проявлениями невроза.

Как справиться с бессонницей?

Если же нарушение речи возникло в результате повреждения мозга (например, у ребенка — из-за гипоксии во время родов, или у взрослого — после инсульта, травмы, инфекций), то такое заикание называют органическим. Оно может сочетаться с другими признаками поражения головного мозга (например, со слабостью конечностей, эпилептическими припадками, непроизвольными движениями в разных частях тела).

Читайте также:  Миг от головной боли - инструкция по применению

По виду заикание разделяют на клоническое, тоническое и смешанное. Различия между ними легко слышны и неспециалисту. Так, при клоническом заикании происходит непроизвольное многократное повторение звуков или слогов, а при тоническом — растягивание слогов и задержка речи. Очень часто встречается смешанный вид заикания, когда эти симптомы сочетаются.

Обследование при заикании

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

В случаях развития нарушений речи после травмы, инсульта, инфекции необходимо провести тщательное обследование головного мозга (обычно выполняют компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию).

Впрочем, в ситуациях, когда заикание развилось на фоне стрессовой ситуации или беспокоит с детства, также необходимо пройти обследование, иногда даже несмотря на кажущуюся очевидность причины. В таких случаях нужно обратиться в первую очередь к неврологу. Возможно, по результатам осмотра врач порекомендует все-таки выполнить исследования головного мозга для уточнения тактики лечения.

Особенно насторожить должны случаи, когда заикание развивается без видимых причин у взрослого человека. Такое нарушение речи может быть признаком опухоли мозга и требует незамедлительного обращения к врачу (неврологу) и обследования.

Лечение заикания у взрослых

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Основные трудности при лечении логоневроза у взрослых обычно связаны с длительностью болезни. Если человек с детства страдает заиканием, то нарушение речи обрастает множеством других проблем — тревогой, страхом, неуверенностью в себе, нарушениями сна и аппетита. Могут присоединяться насильственные движения в других частях тела (например, в мышцах шеи или руки).

Иглоукалывание в неврологии

В таких случаях необходима совместная работа сразу нескольких специалистов — психотерапевта, невролога, логопеда. В некоторых случаях очень эффективно иглоукалывание, методы биологической обратной связи (непрерывного мониторинга в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательного управления ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов).

В случаях органического поражения мозга в результате травмы, инфекции, опухоли прогноз лечения зависит от конкретной ситуации (объема и области поражения мозга, настроя пациента на результат).

Лекарственные препараты при любом типе заикания назначают в составе комплексной терапии. Используют антиконвульсанты (например, карбамазепин), антидепрессанты (например, циталопрам), анксиолитики (алпразолам) и другие группы препаратов.

На сегодняшний день существует множество эффективных методов лечения заикания. Но во многом выздоровление зависит от вашего настроя избавиться от нарушений речи.

Источник: https://apteka.ru/info/articles/bolezni-i-lechenie/zaikanie-u-vzroslykh/

Как лечить заикание у взрослого

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

22 октября — Международный день заикающихся людей, инициированный в 1995 году соответствующей международной организацией и с тех пор отмечающийся ежегодно.

В Международной классификации болезней заикание определяется как патология речи, при которой звуки, слоги или слова повторяются несколько раз или пролонгируются, вместе с тем отмечаются паузы в речи и нерешительность речи.

Неритмичная и несозвучная речь заикающегося человека создает дискомфорт как личностный, так и межличностный.

Далеко не всегда проблема поддается медицинскому решению, а комплексы у человека возникают как в детстве, так и сохраняются на всю жизнь.

Причины заикания у взрослых

Нельзя назвать типичным возникновение заикания у взрослых людей. Обычно эта речевая патология развивается в возрасте от 2 до 6 лет, потому что навыки речи приобретаются именно тогда.

Работа со специалистами в этом возрасте позволяет частично, а иногда и полностью преодолеть проблему. В то же время весьма распространены рецидивы заикания уже в подростковом возрасте.

С 15 до 17 лет, по мнению медиков, усугубление заикания связывается с лабильностью нервной системы, возникновением неврозов.

Но что если человек не заикался ранее, и дефект речи развивается во взрослом возрасте? Медицинская статистика указывает, что среди взрослых распространенность проблемы оценивается не более чем в 1%. Но тем не менее это немало.

Природа заикания связана с тем, что сокращение мышц речевого и дыхательного аппарата у больного человека сопровождается судорогами. К слову, заикание у взрослых.

впрочем, как и у детей, с давних времен рассматривается исключительно как проявление болезни, а не банальный недостаток.

Несколько столетий назад было установлено психоневрологическое происхождение данной речевой особенности, а на сегодняшний день для ее устранения применяются логопедические, неврологические, психологические и психотерапевтические техники лечения.

Истоки судорог при формулировании слов можно разделить на два класса:

  • невротические (логоневроз) — могут возникать и в детском, и во взрослом возрасте, например, вследствие перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжелого горя, глубокого эмоционального шока; в таком случае физиологично патология речи никак не обусловлена, а человек может начать заикаться в отдельные моменты, буквально посреди нормальной речи; спровоцировать это может, например, сверхважность произносимого спича;
  • органические (неврозоподобные) — обусловлены функциональными отклонениями в работе мозга; симптомы могут проявляться как постоянно, так и зависимо от обстоятельств; толчком для появления заикания данной природы могут травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы; пройдет заикание в ходе лечения основного заболевания.

Манифестация заикания у взрослых отмечается гораздо реже, чем сохранение этого дефекта с детства или его рецидив. Причиной развития заикания во взрослом возрасте становится травма или глубокое эмоциональное потрясение.

Такой логоневроз принято относить к категории стрессовых или реактивно протекающих. Что примечательно, так он требует своевременной медицинской помощи, без которой рискует осложниться дефектами мимики и закрепиться в речевой практике.

Такой собеседник при каждом слове будет испытывать личный дискомфорт, а на собеседников производить не самое приятное впечатление.

С подобным сталкиваются и лица, заикающиеся с детства — наследственная предрасположенность или сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного.

Заикание у взрослых. и тем более у детей, ни в коем случае не стоит воспринимать как данность. Чем раньше приняться за работу над речью, тем проще будет ее нормализовать.

Дефект успешно устраняется посредством профессиональной помощи. Часто заболевание характеризуется благоприятным прогнозом.

В то же время необходимо подготовиться к длительному сотрудничеству со специалистами, возможно, со смежных медицинских сфер.

Особенности заикания у взрослых

Заикание, сохранившееся к взрослому возрасту или же только возникнувшее, нередко дополняется визуально заметными симптомами:

  • нервный тик лицевых мышц,
  • непроизвольные, импульсивные вздрагивания конечностей.

Источник: https://nevrologmed.ru/kak-lechit-zaikanie-u-vzroslogo.html

Заикание у детей и взрослых : есть ли шансы на выздоровление?

Лечение заикания у взрослых и причины нарушения речевой функции

Под заиканием (синоним: логоневроз) понимается тяжелое нарушение речевого развития, которое выражается в искажении ее нормального ритма, неосознанными паузами в процессе разговора или постоянным произношением одних и тех же звуков и слогов.

Данные последствия происходят в результате судорог органов артикуляционного аппарата. Нарушение является причиной трудностей при общении с другими людьми, а также нарушает ровность речи и ее ритм.

Повторение отдельных слов или звуков во время разговора может встречаться и у здорового человека, около 7-10% разговора может произноситься с незначительным прерыванием. К этому относится произношение междометий или звуки «э-э» или «м-м». Но когда эти прерывания начинают составлять уже свыше 10%, можно уже говорить о нарушениях.

Логоневроз является причиной трудностей при использовании устной речи в повседневных ситуациях.
Процент заикающихся во всем мире разный. Наблюдается зависимость от менталитета народа, темперамента, особенностей национального языка, например, влияет темп, интонация и ритм.

Первые симптомы логоневроза обычно возникают у ребенка в возрасте от 2 – 5 лет. Исследования показали, больше всего этим заболеванием страдают мальчики. Первыми признаками является неуверенная и нечеткая речь малыша, в ней много повторов и при произношении замечается сильное напряжение.

Эти проблемы сказываются на психологическом состоянии, малыш может внезапно замолчать и вообще прекращает разговаривать. При обнаружении первых симптомов рекомендуется обратиться к специалисту.

Пик развития заикания приходится на подростковый и юношеский период, слабеть недуг начинает после достижения 30 лет.

Чем раньше обнаруживается и начинает лечиться патология, тем быстрее удается исправить речевое развитие. Существует большое количество методик и приемов устранения логоневроза. Методики лечения могут быть медикаментозные, психотерапевтические, иногда используются специальные устройства против заикания и компьютерное программное обеспечение.

Механизм возникновения логоневроза

Рассматриваемая проблема является следствием возникновения спазмов мышц органов артикуляционного аппарата. Существует несколько форм логоневроза:

  • клоническое заикание, появляющееся при кратковременных спазмах мышц, которые являются причиной повторения отдельного звука или слога;
  • заикание тонического типа отличают длительные оп времени судороги, которые провоцируют задержку речи;
  • смешанная форма сочетает в себе как клоническое, так и тоническое заикание.

Помимо возникновения судорог у органов артикуляции могут возникнуть судороги лицевых мышц и шеи.

Причины заикания кроятся в функционировании отделов головного мозга. В нем находятся отделы, которые отвечают за развитие речи. Нервные клетки головного мозга сформировали три важнейших центра, ответственные за речевое развитие.

  1. Первый центр – это центр Брока. Он обеспечивает работу мышц и связок, ответственных за речь.
  2. Второй центр – центр Вернике является слуховым центром, который отвечает за распознавание речи.
  3. И последний центр называется ассоциативным. Ассоциативным центром проводится анализ сказанного и происходит принятие решения.

Источник: https://prodepressiju.ru/narusheniya-rechi/zaikanie.html

Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение

Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики.

Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых.

В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Марио де Висенте расскажет вам о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

Причины речевых расстройств

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка.

Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение.

И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

Читайте также:  Cводит судорогой пальцы на ногах: причины и профилактика

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Симптомы нарушений речи

В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

  • Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
  • Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
  • Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании  звуков.

Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.

Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки: 

  • Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
  • Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.

Речевые расстройства: классификация и виды

Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:

1- Дизартрии:

Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.

2- Дислалии:

Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:

  • Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
  • Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
  • Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
  • Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.

3- Дисглоссии

Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:

  • Губные дисглоссии: связаны с  изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
  • Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
  • Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
  • Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
  • Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
  • Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.

4- Дисфемия

Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.

5- Афазии

Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

  • Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
  • Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
  • Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
  • Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
  • Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
  • Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.

6- Дислексия

Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека.

В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией.

Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на дислексию прямо сейчас!

7- Специфическое расстройство речи

Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.

8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью.

В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ.

Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на СДВГ сами или протестируйте своего ребёнка!

9- Дискалькулия

Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины.

Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.

Диагностика нарушений речи

Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.

Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы.

Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию.

Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.

Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Как помочь ребёнку с речевыми расстройствами в домашних условиях?

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.

И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

  • Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.
  • “Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной  речи” даёт следующие рекомендации:

• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.

• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/59f07b6448c85eea0a8266ae

Ссылка на основную публикацию