Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Люди с проблемами социализации и адаптации встречаются в обществе нередко. Их зачастую считают чудаками, психопатами, отшельниками. Многим их этих личностей можно было бы поставить диагноз – синдром Аспергера, названный по имени педиатра, наблюдавшего это нарушение у детей в середине 20 века.

Синдром Аспергера — что это такое?

В шестилетнем возрасте ребенок уже неплохо осознает социальные нормы, живо общается со сверстниками и взрослыми.

У детей, плохо вписывающихся в рамки, установленные обществом, отстающих в навыках социализации, определяют дисфункцию синдром Аспергера, что такое этот синдром – описал австрийский педиатр и психолог Ганс Аспергер.

Он рассматривал эту дисфункцию как одну из форм аутизма и называл аутической психопатией.

В 1944 году внимание ученого привлекли дети от 6 до 18 лет, у которых полностью отсутствовал или был сильно снижен интерес к социуму.

Еще одной отличительной особенностью этих детей являлись бедные мимика и речь, по которым было непонятно, что ребенок ощущает, как мыслит.

При этом, отсутствовала кажущаяся отсталость таких детей в интеллектуальном плане — тесты показывали, что умственное развитие малышей в норме или очень высокое.

Синдром Аспергера — причины

По статистике, озвученной на специальном собрании Европарламента по вопросам аутизма, аутичными расстройствами страдает примерно 1 процент населения.

Причины развития синдрома Аспергера, входящего в спектр данных расстройств, плохо изучены, исследования показывают, что к нарушениям в работе мозга приводит сочетание факторов – экологических, биологических, гормональных и т.д.

В основной массе ученые придерживаются и такого мнения, что синдром Аспергера передается по наследству, это подтверждает большое число известных фактов.

К негативным факторам, с высокой долей вероятности провоцирующим развитие синдрома Аспергера, относят:

тяжелые внутриутробные и перинатальные инфекции;

  • недоношенность;
  • воздействия токсических веществ;
  • последствия вакцинации;
  • аутоиммунный ответ материнского организма.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Синдром Аспергера — особенности поведения

Определить синдром Аспергера по внешнему виду практически невозможно, на мысль о наличии дисфункции может натолкнуть определенное поведение человека. Люди с синдромом Аспергера имеют нарушения в следующей триаде:

  • коммуникации;
  • взаимодействии;
  • воображении.

При наличии синдрома человеку сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Он затрудняется:

  • понять настроение человека по интонации, жестам или мимике;
  • адекватно начать или закончить беседу;
  • различить серьезные высказывания и сарказм или юмор;
  • правильно интерпретировать образные выражения, метафоры;
  • найти альтернативные варианты развития ситуации;
  • поддерживать любовные отношения и дружить.

Окружающим такой индивид видится странным и нетактичным, неспособным работать с людьми. Например, человек с этим синдромом вполне способен проигнорировать правила этикета, затронуть болезненную тему или крайне неудачно пошутить.

Негативная реакция окружающих приведет больного в недоумение, но причины этого он просто не поймет. Столкнувшись с непониманием множество раз, человек с аутичными нарушениями становится еще более замкнутым, отчужденным, безразличным.

Синдром Аспергера у взрослых — симптомы

Испытывая сложности в эмоциональной сфере, люди с синдромом Аспергера испытывают любовь к занятиям, опирающимся на четкий алгоритм и логику.

Аутичные личности во всем предпочитают порядок и системность: придерживаются четкого маршрута и расписания, любые сбои и задержки выбивают их из колеи.

Увлечения таких индивидов очень сильны и часто сохраняются всю жизнь, например, такой человек может стать гениальным программистом (Билл Гейтс), шахматистом (Бобби Фишер).

У индивида с диагнозом синдром Аспергера симптомы заболевания всегда связаны с органами чувств.

Сенсорные проблемы у такого больного проявляются в повышенной чувствительности к звукам, яркому свету, запахам – любой сильный или незнакомый раздражитель способен вызвать гнев, тревогу или боль.

Такая излишняя сенсорная чувствительность приводит к тому, что индивид испытывает сложности при передвижении в темноте, необходимости избежать препятствия, сделать работу, связанную с тонкой моторикой.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Аутичные нарушения различно проявляются в зависимости от гендерной принадлежности человека. Синдром Аспергера у женщин можно заподозрить по следующим признакам:

  • равнодушна к своему внешнему виду – практически не красится, предпочитает естественную прическу и удобную одежду;
  • не имеет подруг, не понимает чисто женские увлечения;
  • эксцентрична;
  • очень молодо выглядит;
  • не может определиться с сексуальной ориентацией;
  • копирует чужое поведение;
  • уходит от реальности в книги и фильмы;
  • ощущает себя комфортно только дома;
  • часто ощущает тревогу, перепады в настроении;
  • совершает навязчивые движения, циклические ритуалы;
  • часто предпочитает одиночество;
  • не может найти свое место в жизни и создать с семью.

Как ведут себя мужчины с синдромом Аспергера?

Даже при наличии дисфункции мужчина способен достигнуть большого успеха в профессиональном плане. Поэтому женским вниманием он редко обделен. Как понять мужчину с синдромом Аспергера женщине:

  • страсть к определенному занятию, неразговорчивость, неумение говорить приятные вещи, вспыльчивость, эгоистичность, стремление к одиночеству – все это проявление болезни;
  • ложь часто прикрывает сенсорные проблемы – он может соврать, что болен, чтобы избежать похода к шумным друзьям;
  • надоевшие разговоры о работе или хобби маскируют неумение вести светскую беседу;
  • бытовые придирки также часто возникают из-за сенсорной чувствительности – он может устать от суеты, отказаться от одежды из-за ее жесткости;
  • проблемы в сексе возникают из-за отсутствия правильного воспитания – часто мужчина узнает об интимной жизни из видео и считает, что в обычной жизни все происходит так же.

Синдром Аспергера у детей — симптомы

Более успешная коррекция поведения достигается, если нарушения выявлены в детстве. Синдром Аспергера – признаки у детей:

  • неуклюжесть, нежелание играть в подвижные игры;
  • сложность при манипулировании предметами;
  • страх перед незнакомцами;
  • нелюдимость в компании других детей;
  • увлечение одной игрой, протест при попытках отвлечь;
  • сильная привязанность к дому и родителям.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Синдром Аспергера — отличие от аутизма

Два заболевания — синдром Аспергера и аутизм – имеют множество общих черт, этот факт можно объяснить тем, что первая болезнь является разновидностью второй. Но много у них и различий. Самая основная состоит в том, что при синдроме Аспергера у человека полностью сохранен интеллект. Он способен хорошо учиться, плодотворно работать, но все это – при грамотной коррекции поведения.

Можно ли вылечить синдром Аспергера?

Лекарства для полного излечения от этого недуга, как и от аутизма, не существует.

Чтобы жизнь с синдромом Аспергера была максимально комфортной, а больной человек мог максимально самореализоваться, необходимо развивать его коммуникативные способности.

Помимо психотерапии врачи назначают вспомогательные лекарственные средства – нейролептики, психотропные лекарства, стимуляторы. Помощь в терапии могут оказывать и близкие люди, которые должны относиться к больному с максимальным вниманием и терпением.

Синдром Аспергера и гениальность

Проявления данного отклонения затрагивают все психические процессы, изменяя их, причем иногда в лучшую сторону. При этом синдроме интеллект остается сохранным, что позволяет успешно развивать способности.

Зачастую сопровождают синдром Аспергера: природная грамотность, отличные математические способности, аналитический ум и т.д.

По этой причине среди гениальных людей так много тех, кто демонстрирует симптомы этой болезни.

Синдром Аспергера — известные люди

Знаменитости с синдромом Аспергера встречаются в самых различных областях науки, бизнеса, искусства, спорта:

  1. Синдром Аспергера – Эйнштейн. Этот гениальный ученый отличался крайне тяжелым характером. Он поздно начал говорить, плохо успевал в школе и интересовался только одним – наукой.
  2. Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

  3. Синдром Аспергера — Марк Цукерберг. У создателя одной из известнейших соцсетей наблюдается множество симптомов, среди которых – отсутствие интереса к мнению окружающих.
  4. Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

  5. Синдром Аспергера у Месси. Футболист Лионель Месси полностью сосредоточен на любимом виде спорта, в ущерб другим сторонам жизни.
  6. Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

  7. Синдром Аспергера — Билл Гейтс. Аутическую психопатию часто называют болезнью программистов, и у Билла Гейтса наблюдается множество симптомов – сосредоточение на любимом деле, стремление к порядку, несоответствие социальным ожиданиям.
  8. Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Источник: https://womanadvice.ru/sindrom-aspergera-chto-eto-takoe-i-samye-znamenitye-lyudi-planety-s-sindromom-aspergera

Синдром Аспергера: симптомы, причины и лечение

Синдром Аспергера – это нарушение развития, которое выражается в отсутствии социальной взаимосвязи с обществом, однотипными, зажатыми интересами, шаблонными действиями.

Синдром сопровождается физической неловкостью, сложностью истолковывать обычную мимику, жесты. Это врожденное состояние на всю жизнь. Большая численность «аспергеров» обладают колоссальным IQ.

Должная поддержка и одобрение поведения предоставляют личности все шансы вести полноценную жизнь.

Особенности патологии

Синдром впервые обрисовал педиатр из Австрии – Ганс Аспергер (Hans Asperger) в 1944 году, он употребил определение «аутистическая психопатия». Сегодняшнее звучание недуга, прописано психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в ее работе 1981 года.

Множество разнообразных моментов остается «за кадром», конкретная причина возникновения синдрома неведома. Не существует полного излечения болезни Аспергера, специалистами определены лишь методы поддержки.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма

Симптомы заболевания

Выделяют основные болезненные проявления:

  1. Трудное социальное взаимодействие. Больные часто бывают буквальными, без эмоций. Они не понимают шуток, анекдотов, значения метафор. Пациенты немногословны, часто погружены «в себя», не могут своевременно начать, закончить разговор, вкусная еда ассоциируется с употреблением помоев.
  2. Сложности эмоционального мировосприятия. Такие люди редко поддерживают дружбу, могут начать неприемлемую тему разговора, отличаются некорректным поведением, бывают замкнутыми.
  3. Отсутствие воображения, восторга, чувственности. Пациенты не предвидят итога ситуации, упускают послания через мимику и намеки, заняты четко последовательной, цикличной деятельностью.

Все это создает сложности при общении с другими людьми, что влечет за собой тревогу, беспокойство, замешательство. Присутствует незначительная схожесть с аутизмом.

Определены основные симптомы у взрослых, страдающих синдромом Аспергера:

  • пациенты соблюдают некие порядки и правила, настаивают на их выполнении, упорно действуют по одному шаблону. Возвращение домой другой дорогой может привести к замешательству, ступору;
  • одержимая увлеченность делом, хобби. «Аспергеры» с головой погружаются на изучение своего предмета обожания, развивают свои способности так, что могут заниматься любимым делом;
  • сенсорная чувствительность заключаются в звуках, увиденном изображении, резком вкусе продуктов или напитков. Тревогу может вызвать громкая музыка, яркий свет. Людям тяжело дается восприятие собственного тела.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов

 Осложнения патологии

Страдающие синдромом Аспергера подавлены своим внутренним состоянием психического расстройства. Это может привести к таким последствиям:

  Синдром Диогена

  • социофобии, сходной с паранойей, сопровождающейся страхом;
  • биполярному расстройству – два поля, одно возбуждено и активно, второе – пассивно в депрессии;
  • шизофрении – что-то манипулирует сознанием человека, заставляет исполнять любые приказания;
  • паранойе – дезинформирует обладателя, подпитывается чувствами тревоги, боязни;
  • селективной мутации – больной живет среди шумных, назойливых людей, посещает развлекательные учреждения;
  • тревожности, пробуждающей страх, беспокойство;
  • посттравматическому стрессовому расстройству – жертва катастрофы или аварии постоянно переживает неприятное событие у себя в голове;
  • обсессильно-компульсивному расстройству, проявляющемуся навязчивыми идеями, выполнением одного ритуала многократно;
  • депрессией, поселяющей на душе тяжесть и подавленность, поглощающей позитивные эмоции человека;
  • тревожным расстройством личности;
  • пограничным личностным расстройством;
  • диссоциативным расстройством, выражающимся во множественном безрассудстве.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции

Диагностика и причины заболевания

Научным путем не установлена конкретная причина возникновения синдрома Аспергера, он все еще исследуется.

На данном этапе выявлено его сходство с расстройством аутистического спектра – психологического состояния, которое первоначально проявляется к 4-11 годам жизни, нарушая функцию центральной нервной системы.

Приблизительно 1% жителей Земли живут с такими особенностями. Диагноз, который установлен своевременно и правильно, позволяет снизить болезненное потрясение у детей и семьи.

Нарушение развития, выявляется совместной работой профессионалов разных областей, состоит в:

  • разнообразном наблюдении за пациентом;
  • генетической, неврологической экспертизе;
  • определении психомоторных навыков;
  • манере обучения;
  • выявлении способностей для самостоятельной жизни;
  • тестировании интеллекта.

Изучение проблемы показало, что совокупность генетических и экологических факторов могут спровоцировать изменения головного мозга, но синдром Аспергера не зависит от человека, его социальных обстоятельств, не прививается с воспитанием.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента

Устанавливать диагноз взрослым труднее, чем детям. С возрастом симптомы изменяются, требуется подробная клиническая оценка состояния пациента, анализируется поведение личности с его слов и от беседы с его окружением.

Существует большое количество различных тестов, которые помогают выявить неврологические и психические отклонения.

Тесты для взрослых, отличны от детских, но делятся на одинаковые группы для оценки:

  Синдром профессионального выгорания

  • интеллекта;
  • сенсорной чувствительности;
  • созидательного воображения.

Многообразие разносторонних тестов помогает определить признаки синдрома. Вот некоторые из них:

  1. Тест ASSQ разработан для возраста детей от 6-16 лет. Он выявляет аутичную направленность синдрома Аспергера с помощью восприятия всевозможных картинок.
  2. Шкала-опросник по оценке аутизма у детей.
  3. Aspie Quiz – тестирование, по итогам которого выявляют аутизм у взрослого населения, включает 150 вопросов.
  4. Тест АQ определяет коэффициент аутизма у и синдром Аспергера взрослых.
  5. Тест SQ – оценка эмпатии по шкале.

Тесты выступают только инструментом для определения отличительных особенностей, диагноз устанавливает квалифицированный специалист.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты

Признаки синдрома Аспергера у детей

Повышенная чувствительность у детей может нести в себе возможные неврологические расстройства. Когда младенец беспокойный, капризный, трудно отнести это к каким-либо отклонениям. Но если замечена нервозность именно из-за внешних раздражителей – света, громких звуков, нужно проверить состояние малыша.

С возрастом может отсутствовать бурная реакция на раздражители. Вас должно насторожить, если ребенок стремительно преуспел в каком-либо учебном предмете на отлично, но вдруг появились трудности в играх с олицетворением кого-либо.

При синдроме Аспергера у детей симптомы социального характера проявляются к 5-6 годам, когда ребенка оформляют в подготовительную группу или школу, выражаются они в следующем:

  • малыш не принимает участие в активных играх;
  • замечено сильное увлечение одним спокойным занятием;
  • у ребенка нет желания смотреть веселые мультфильмы с шумными песенками;
  • наблюдается неестественная реакция при виде незнакомых людей;
  • малыш не играет с другими детками, ведет себя обособленно;
  • замечена навязчивая привязанность к своему дому и родителям.

Стартовые комфортные условия для детей создают родители. Итог таких условий раскрывает уникальную способность малыша и определяет его деятельность в будущем.

Необходимо научиться контролировать собственные эмоции, уметь разделять их на первичные, которые человек испытывает сразу (стресс), и вторичные – гнев, который следует за стрессом.

Нужно использовать диалог с окружающими для понятия этих эмоций, после действовать разумно и логично.

  Дромомания

Эмоции малыша нужно понимать и рассматривать, прибегая к навыкам. Для ребенка с особенностями развития тревога выступает первичной эмоцией, которая ведет к плачу. Любые проявления агрессии и гнева являются вторичными эмоциями.

Важно обращать свое внимание на реальную причину дискомфорта, вызывающую тревогу. Рассматривать проблему нужно по конкретному случаю, постепенно обучая малыша этим навыкам для применения их в других ситуациях.

Как лечить?

В настоящее время для устранения синдрома Аспергера нет специфического лечения. Подавить депрессию, нервные тики помогают седативные препараты, антидепрессанты. Понимание расстройства изучается углубленно. Поведенческая терапия, многообразие сервисов и методов для всестороннего развития таких людей совершенствуются.

Состояние деток улучшается с возрастом, некоторые проблемы остаются или сводятся к минимуму. Чем раньше проблема диагностирована, тем больше шансы для ее решения. Должная поддержка поможет пациенту чувствовать себя комфортно.

Источник: https://sindrom.guru/psixopatologicheskie/sindrom-aspergera

Синдромы Аспергера и Каннера: Проявления и лечение

Социализация составляет основную трудность для людей с данным расстройством. Однако у таких индивидуумов интеллектуальные способности находятся на приемлемом уровне, достаточном для заботы о себе. Необходимы индивидуальные и групповые занятия с психологом для отработки коммуникативных навыков.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Синдромы Аспергера и Каннера – отклонения, при которых человек не чувствует настроения окружающих и не понимает их эмоции. Это приводит к социальной изоляции, сложностям в общении и трудоустройстве. Данная девиация наблюдается как у детей, так и у взрослых.

Что такое синдромы Аспергера и Каннера

Причины возникновения синдрома Аспергера точно не установлены, однако изучается роль патологий головного мозга, подобных при аутизме, СДВГ.

Возможно, нарушение лимбической системы, ответственной за понимание эмоций, жестов, поведения других людей, приводит к плохой выработке социальных навыков.

Это может происходить из-за травм, нейроинфекций, внутриутробной гипоксии, отравления ртутью либо алюминием.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

За эмпатию (понимание чувств других) отвечает образование головного мозга – миндалевидное тело. При его плохом развитии у человека наблюдаются расстройства поведения. Это заболевание аутистического спектра, характеризующееся недостатками социальных навыков, помогающих эффективному общению.

Больные с данным расстройством неспособны воспринимать невербальные знаки, буквально понимают шутки, иногда ведут себя грубо из-за того, что не имеют эмпатии.

Вследствие этого им крайне тяжело устанавливать дружеские контакты с другими людьми, что приводит их к изоляции, иногда – моббингу (травле).

Однако люди с синдромом Аспергера погружены в себя, благодаря чему проявляют хорошие способности в конкретных областях знаний. Склонны к систематизации и строгому порядку, легко запоминают даты и другую информацию.

Следует отметить, что это психологическое расстройство, а не умственная отсталость. Интеллект у таких людей на среднем уровне или выше. Они проявляют способности к изучению точных наук либо других любимых ими предметов.

Признаки синдрома Аспергера и Каннера

Синдром Аспергера у взрослых мужчин и женщин сопровождается следующими симптомами:

  • Монотонная медленная речь.
  • Отсутствие чувства юмора, буквальное понимание шуток.
  • Неуклюжие движения, странная мимика и осанка.
  • Повторяющиеся навязчивые жесты.
  • Обостренная чувствительность к сенсорным раздражителям: звуковым, зрительным, вкусовым.
  • Низкий уровень эмпатии, однако это не антисоциальные личности.
  • Организованность и упорядоченность.
  • Большие трудности с коммуникацией.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Мужчины и женщины с синдромом Аспергера страдают от изоляции, так как кажутся людям странными, не интересуются увлечениями других, а поглощены только своими занятиями. К тому же, из-за низкого уровня эмоционального интеллекта они не понимают, когда ведут себя несообразно определенной социальной ситуации. Окружающие воспринимают это как грубость.

Однако люди с данным отклонением обладают отличной памятью, запоминают даты рождения, а также исторические события. Нередко имеют большие способности к математике, видят детали, на которые обычно никто не обращает внимания.

Для человека с таким синдромом характерны сенсорные нарушения – гиперчувствительность к зрительным и слуховым стимулам. Например, чай может казаться очень горьким.

Характерна также склонность к порядку, нелюбовь ко всяческим изменениям в укладе жизни. Для таких людей разговоры ни о чем кажутся не развлечением, а самым настоящим наказанием. Человек не знает, как вести непринужденный разговор, не чувствуя эмоции собеседника. Обратная связь при этом отсутствует.

Часто расстройство аутического спектра сопровождается другими диагнозами:

  • Синдром двигательной гиперактивности и дефицита внимания.
  • Маниакально-депрессивное расстройство.
  • Депрессия вследствие социальной изоляции. Люди хотят завести друзей, но не могут в силу отсутствия социальных навыков.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство.
  • Тревожное расстройство.

Тест на синдром Аспергера у взрослых содержит вопросы о том, насколько легко человеку общаться с окружающими, вести светские беседы, заниматься одним и тем же делом или переключаться между разными задачами.

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Лечение и социализация

Терапия синдрома Аспергера заключается в выработке социальных навыков для общения с другими людьми. Этим занимаются психологи с соответствующим опытом. Пациентов обучают взаимодействию, уважению чужих границ, эмоциональной чуткости, проигрывают модели поведения.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

С детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, проводится тщательная воспитательная работа для развития навыков общения с другими ребятами.

В раннем дошкольном возрасте для решения проблем гипо- и гиперчувствительности к разного рода раздражителям используются специальные площадки с песком, турниками, чтобы человек лучше приспособился к внешним стимулам, и они его не отвлекали, не вызывали замешательства. При этом тренируется ловкость, практические навыки, моторика рук.

При трудоустройстве следует учитывать плохие социальные навыки человека и склонность к порядку, систематизации.

  • Не подходит работа, где нужно много общаться с клиентами и коллегами. Продавец-консультант, парикмахер – неудачные варианты.
  • Однако подойдет работа, требующая строгого распорядка и систематизации. Человек с нарушениями социальных навыков может работать лаборантом, ювелиром, мастером по ремонту обуви, сотовых телефонов, компьютеров.
  • Следует также учитывать повышенную чувствительность к сенсорным раздражителям, например, шуму люминесцентной лампы, жужжанию кондиционера, кофемашины, освещению и другим факторам.

Заключение

Социализация составляет основную трудность для людей с данным расстройством. Однако у таких индивидуумов интеллектуальные способности находятся на приемлемом уровне, достаточном для заботы о себе.

Людям необходимы индивидуальные и групповые занятия с психологом для отработки коммуникативных навыков. Существуют группы поддержки для пациентов с данным отклонением, где они могут найти друзей с общими интересами.

опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/sindromy-aspergera-i-kannera-proyavleniya-i-lechenie

Проявления синдрома Аспергера у взрослых людей. Особенности течения заболевания

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Синдром Аспергера – врождённое состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Активно высказывается мнение, что это не болезнь, а особенность функционирования мозга. С течением времени проявления синдрома Аспергера изменяются, часть его симптомов сглаживается, другая часть – становится более выраженной. К сожалению, большинство исследований проводится с участием ограниченного количества больных и охватывает небольшой промежуток времени. Долгосрочные программы могли бы помочь понять, какие из программ адаптации детей с синдромом Аспергера более эффективны. Увы, сейчас большую часть информации о течении синдрома Аспергера врачи получают из рассказов самих аспи. Тем не менее, некоторые закономерности выделить удалось.

Большинство исследований подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, у которых в детстве были более высокие способности к планированию и последующему выполнению сложных заданий, в последующем легче адаптировались к социальной среде и лучше понимали окружающих. Аналогичная ситуация у детей, с которыми с раннего возраста занимались родители или психологи.

Все исследования подтверждают, что у большинства больных с синдромом Аспергера наблюдается значительное улучшение в раннем школьном и подростковом возрасте, которое у многих сменяется регрессом после окончания школы. Общий вывод из большинства таких исследований – то, что синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем в детском и подростковом возрасте.

Симптомы

Проявления синдрома Аспергера несколько меняются с течением времени.

Если у детей основными проявлениями были проблемы с обучением и социализацией, то у взрослых эта область симптоматики смягчается и на первый план выходят сопутствующие состояния.

Синдром Аспергера у взрослых проявляется индивидуальным восприятием реальности, недостаточным выражением эмоций и их низкой интенсивностью, высокой самодостаточностью, нетерпимостью к неопределённости.

У большинства или всех взрослых с синдромом Аспергера имеются следующие сопутствующие нарушения:

  • Изменения эмоционально-мотивационной сферы;
  • Нарушения двигательной и чувствительной сферы;
  • Актуальными остаются нарушения познавательной сферы в области, отвечающей за социальные навыки;
  • Имеются стереотипии, навязчивости;
  • У всех больных имеются особенности поведения и мышления, свойственные синдрому Аспергера.

Кроме того, синдром Аспергера у взрослых проявляется рядом состояний, встречающихся с меньшей частотой:

  • Тревожно-фобические расстройства, которые свойственны половине больных;
  • Аффективные нарушения, которые включают и депрессивные изменения, и маниакальные, и их сочетания, в сумме встречаясь у двух третей или более больных;
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства свойственны трети больных;
  • Обсессивно-компульсивные состояния встречаются также у трети больных;
  • Различные зависимости к взрослому возрасту развиваются у пятой части людей с синдромом Аспергера;
  • Дисморфофобия (убеждения в наличии изменений отдельных частей тела, их уродливости или болезни) развивается почти у половины больных;
  • На деперсонализацию-дереализацию жалуется примерно треть пациентов;
  • Примерно у шестой части больных возникают преходящие психотические расстройства.

Динамика проявлений синдрома Аспергера

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений.

В детском саду и первых классах школы аутистические, классические проявления синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов.

Параллельно появляются различные аффективные, тревожные и депрессивные расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики.

Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях аутизма. По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

Для рассмотрения симптомов и их динамики у взрослых с синдромом Аспергера удобно разделить их на несколько типов протекания:

  1. Гипернормативный тип: отличается разнообразной симптоматикой и тенденцией к чередованию различных сопутствующих расстройств. Они с трудом приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающего мира и имеют ограниченный спектр социальных реакций. В детстве отличаются недостаточным развитием психомоторной сферы и социального поведения. Хорошо справляются с монотонными занятиями, при этом не склонны к творчеству. Затруднено выражение эмоций, что сопровождается агрессивностью и вспыльчивостью. Взрослые больные этой группы успешно взаимодействуют с окружающими на формальном уровне и с трудом – в более близких, доверительных отношениях.
  2. Эксцентричный вариант проявляется часто возникающими тревожно-фобическими симптомами, эпизодами стойко сниженного настроения, интенсивными реакциями протеста. Недостаточная социальная адаптация проявляется в профессиональной и семейной сфере. С раннего возраста появляются узкие сферы интересов, впоследствии приводящие к неравномерному развитию. Эгоцентричны, но способны устанавливать контакты, во взрослом возрасте довольно успешно. Сохраняется высокая чувствительность к отказам от общения и пренебрежение социальными нормами.
  3. Пограничный тип часто сопровождается симптомами маниакально-депрессивного психоза, перепадами эмоций, склонностью к суициду, расстройствами самосознания и зависимостями. Характерными для этих больных являются проблемы с трудоустройством и невозможность продолжительной работы на одном месте. С раннего детства крайне эмоциональны, однако стойкие связи с окружающими начинают устанавливать только в старшем возрасте. Плохо приспосабливаются к жесткому распорядку, бывают несамостоятельны и безответственны.
    Аспергера синдром: признаки и социальные навыки
  4. Тормозимый тип характеризуется длительными, тяжело протекающими депрессиями и тревожными расстройствами, возможно присоединение психопатологических проявлений шизоидного типа. Наибольший социальный дефицит у таких пациентов наблюдается в семейных и межличностных отношениях. Эмоциональная сфера с детства развита недостаточно. Интеллектуальное развитие нормальное, однако для усвоения информации нужно больше времени. В подростковом возрасте формируется сильная привязанность к эмоционально значимым людям. Впоследствии крайне осторожны в общении, с трудом устанавливают контакт, склонны к поддержанию однажды заведенного распорядка, медлительны, с трудом могут организовать себя. Из-за этого имеются трудности в профессиональной сфере.
  5. Интегрированный тип наиболее адаптирован социально, симптоматика незначительная, большинство проявлений хорошо компенсированы. У таких больных имеется вероятность развития биполярного расстройства. В детстве у них преобладает когнитивная сфера с погружением в узкую сферу интересов. После начала обучения в школе и при последующем профессиональном развитии навыки общения совершенствуются, развивается эмоциональность, появляется способность избирательно устанавливать контакты. Они достаточно успешно приспосабливаются к установленным обществом правилам.

Лечение и прогноз

Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.

Симптоматическое лечение Синдром Аспергера

Источник: http://onevroze.ru/proyavleniya-sindroma-aspergera-u-vzroslyx-lyudej-osobennosti-techeniya-zabolevaniya.html

Аспергера синдром — признаки и грамотный подход к лечению

Аспергера синдром: признаки и социальные навыки

Синдром Аспергера идентифицируется как тип восприятия окружающего мира и как особая форма аутизма, характеризующаяся дефицитом социального взаимодействия и общения. Среди особенностей состояния ограниченные интересы и однотипные действия.

  • Современная психиатрия классифицирует рассматриваемое состояние, как одно из пяти аутистических нарушений, как и синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство, атипичный и классический аутизм.
  • Согласно статистике среди мужчин патология встречается чаще в 2-3 раза.
  • Среди школьников диагностирование происходит в 0,36-0,71% ситуаций, но в 30-50% подозрений синдром не диагностируют официально.

Заболевание названо в честь педиатра Ханса Аспергера из Австрии, работающего с детьми, имеющими сходные проявления. Врач называл болезнь аутистической психопатией. Официальное название зарегистрировано в 1981 году.

Детям с таким нарушением свойственны сложности в обучении, поведенческие дисфункции, недостаточно развитые способности к социальному общению, что требует повышенного внимания со стороны детских психиатров, психологов и в первую очередь педагогов

История

Четыре ребенка с признаками рассматриваемого недуга Ханс Аспергер наблюдал в 1944 году, они определенно демонстрировали отсутствие навыков в сфере социальной интеграции. Наряду с такой проблемой они обладали нормальным интеллектом, но в общении отмечалась физическая неуклюжесть, неспособность проявлять эмпатию, отсутствие умений невербальной коммуникации.

Что касается речи, она была слишком формальной или, наоборот, затрудненной. Анализируя их разговор удавалось четко отметить доминирующий всепоглощающий однобокий интерес.

До 1981 года наблюдения Аспергера не были известны, хотя на немецком языке публиковались. Интерес к синдрому возобновила британский врач Лорна Винг, которая опубликовала схожие выводы и назвала комплекс симптомов в честь австрийского первооткрывателя.

В следующем году патологию признали, как отдельную болезнь и включили в диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения (десятое издание МКБ) и в четвертое издание DSM Психиатрической ассоциации Америки.

Причины возникновения патологии

Рассматривая причины возникновения патологии нельзя не упомянуть об аутизме.
Ключевые провоцирующие факторы:

  • генетическая и биологическая предрасположенность;
  • воздействие токсических веществ в первый триместр беременности;
  • аутоиммунная реакция материнского организма способна провоцировать повреждение головного мозга;
  • профилактические прививки и вакцинации способны негативно влиять на иммунную систему;
  • теория гормонального сбоя, до сих пор не подтвержденная научно предполагает повышенный уровень кортизола и тестостерона у малыша;
  • изучается воздействие недоношенности на возникновение болезни и аутического расстройства;
  • в качестве серьезной причины рассматривается губительное воздействие экологии на младенца.

Постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции принято считать факторами риска: токсоплазмоз, герпес, краснуха или цитомегаловирусная инфекция.

Синдром Аспергера у взрослых

  1. Сложность диагностирования рассматриваемой патологии у взрослого человека обусловлена адекватной оценкой слабых и сильных сторон в зрелом возрасте.
  2. Но состояние длится на протяжении всей жизни и заболеть им, будучи взрослым, нельзя.

  3. Возникает вывод – нарушение с возрастом стабилизируется и если лечение с детства проводилось грамотно, высока вероятность достижения существенных улучшений.

  4. Тенденция объясняется способностью человека с возрастом вырабатывать социальные навыки, предполагающие элементы невербального общения, поэтому многим свойственна полноценная социальная жизнь – семья, работа, дети, друзья.

Благодаря некоторым особенностям шансы на успешную учебу и карьеру существенно увеличиваются. Имеется в виду особое внимание к конкретным темам, концентрация на деталях и мелочах. Болезнью страдали выдающиеся личности, которые смогли превосходно проявить себя – Альберт Энштейн, Томас Джефферсон, Вольфганг Моцарт, Мария Кюри.

Синдром Аспергера у детей

Что касается проявления патологии у детей, симптомы схожи в аутичными признаками, но следует обязательно воспринимать расстройство самостоятельно, поскольку уровень интеллекта нормальный, но образовательные потребности особые.

Развитию социальных навыков ребенка родители должны уделять максимум внимания.

Ключевая особенность – более развитый интеллект на фоне сверстников в 95% случаев, хотя восприятие окружающего мира и линия поведения у таких детей своеобразные.

Триада нарушений

Основополагающие проявления варьируются, но специалисты выделяют три ключевые группы.

Симптомы в сфере социальной коммуникации:

  • непонимание тона голоса, выражения лица или жестикуляции собеседника;
  • использование сложных фраз и слов наряду с отсутствием их понимания в полной мере;
  • сложности в определении времени завершения и начала разговора, а также в определении темы для беседы;
  • не восприятие сарказма, метафор, анекдотов.

Собеседник должен быть максимально лаконичным и четким в плане изложения мыслей в разговоре с человеком с таким синдромом.

Симптомы сферы социального взаимодействия:

  • поведение, считающееся со стороны некорректным;
  • кажущиеся замкнутость, безразличность и равнодушие;
  • другие люди приводят в замешательство и кажутся непредсказуемыми;
  • не писанные социальные нормы не воспринимаются;
  • дружеские отношения возникают и поддерживаются с трудом.

Проблемы в сфере социального воображения

Воображение людей с рассматриваемым типом восприятия мира богатое в стандартном понимании этого понятия. Некоторые с возрастом становятся музыкантами, художниками или писателями, но в плане социального воображения могут возникать проблемы:

Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/aspergera-sindrom-priznaki.html

Как диагностировать синдром Аспергера и надо ли его лечить?

И формироваться он должен исходя из особенностей каждого конкретного случая. Например, ребенок панически боится громких и резких звуков — вам может помочь музыкальная терапия. Ребенок не чувствует себя комфортно среди сверстников — игротерапия будет отличным подспорьем.

Обратить внимание стоит на коммуникативные группы. В таких группах дети учатся взаимодействовать друг с другом под наблюдением психолога. Сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, сказкотерапия, песочная терапия, телесная и эрготерапия — все это может помочь.

Скорее всего, придется найти хорошего психолога, который будет помогать ребенку.

Но самое главное в реабилитации аспергера — семья. Никто лучше самых близких людей не знает ребенка, и не сможет определить, как выстроить схему его реабилитации. Кроме того, кто, как не семья, принимает ребенка таким, какой он есть, и помогает ему адаптироваться в огромном, страшном мире. Иногда поможет правильно выбранная спортивная секция или понимающий учитель.

Кто из людей с синдромом Аспергера добился известности?

Часто люди с синдромом Аспергера обладают выдающимися способностями. Помните об узких интересах? Если направить навязчивое увлечение в нужное русло, можно добиться потрясающих результатов.

Синдром Аспергера приписывают физику Альберту Эйнштейну, футболисту Лионелю Мэсси, актрисе Дерил Ханне, художнику Винсенту Ванн Гогу… Синдром нисколько не помешал им состояться в жизни, возможно, даже где-то помог.

Тут важно не увлечься и не забыть, что основное — приспособить ребенка к реальной жизни, а не сделать из него угрюмого гения.

Где в Санкт-Петербурге помогут человеку с синдромом Аспергера

Во-первых, сейчас люди с синдромом Аспергера с помощью интернета могут находить друг друга и общаться на различных тематических форумах, делиться опытом и поддерживать друг друга. На этих ресурсах есть много полезного и для родителей. Начиная с тестов для определения у ребенка наличия аутичных черт, до специального «руководства» для учителя, помогающего понять ученика аспи.

Во-вторых, для ребенка с синдромом Аспергера очень важно, просто необходимо, найти место, где он почувствует себя свободным и успешным. Это может быть все, что угодно, от секции по плаванию и до кружка робототехники. Для многих такие увлечения становятся настоящей отдушиной, многим помогают определиться с будущей профессией.

И наконец, это центры, куда можно обратиться за помощью, поддержкой, консультацией:

Источник: https://littleone.com/publication/1587-kak-diagnostirovat-sindrom-aspergera-i-nado-li-ego-lechit

Как общаться с человеком с синдромом Аспергера — АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  1. 1

    Как можно больше соберите информации о синдроме Аспергера и аутизме. Если вам довелось встретить человека с синдромом Аспергера, то вы можете изъявить желание найти способы общения с ним. Прежде чем что-то предпринимать вы должны узнать как можно больше.

    Попробуйте собрать информацию от тех людей, которые об этом пишут, которые имеют дело со случаями таких заболеваний, а также от тех, кто страдает им. Вы можете почитать книги и посмотреть документальные фильмы о синдроме Аспергера.

    Это позволит вам получить четкое представление об имеющейся проблеме, чтобы научиться общаться с человеком, страдающим синдромом Аспергера.

  2. 2

    Используйте свою эмоциональную связь с человеком, чтобы понять, что он способен выдержать при социальном общении. Зачастую люди с синдромом Аспергера легко перенапрягаются, так как двустороннее социальное общение стоит им больших усилий, они легко устают и не знают вежливых путей сообщить об этом. Тем не менее, ощущение некой связи с вами имеет для них огромное значение.

    • Вы можете заметить, что ваш друг склонен говорить или делать вещи, которые неуместны в определенное время, например, он может сказать вслух то, о чем большинство людей разумно смолчало бы, или же может влезть в очередь вперед других. Это происходит из-за того, что человек, по большей части, не видит всей социальной картины и не понимает, что другие люди думают и чувствуют. Об этом ему можно сообщить, но только без осуждения. Например, сказать, что нельзя влезать здесь в очередь, так как есть еще и другие люди, которые тоже ждут.
    • Люди с синдромом Аспергера обычно не столь замкнуты в себе, как те, кто страдает классическим аутизмом. Они вполне дееспособны, нормально разговаривают и практически нормально развиваются, но многие из них при первой встрече с человеком испытывают трудности в персональном общении. Помочь вам в этом может разговор об их интересах, а также и о своих собственных интересах без ожидания того, когда вас спросят об этом (люди с синдромом Аспергера могут не догадаться спросить).
  3. 3

    Не относитесь к своему другу так, как не хотите, чтобы относились к вам. Это стеснительно и оскорбительно.

    Подходить к человеку, заводить разговор, садиться рядом, знакомить его с другими и так далее, акцентируя внимание на том, что он другой, не только невежественно, но и крайне неуважительно, так как это демонстрирует безответственное пренебрежение чувствами другого человека. Не думайте, что он этого не заметит.

  4. 4

    Говорите со своим другом, как с любым другим человеком. Во время общения вы поймете, о чем ему комфортно разговаривать. Воспользуйтесь этим для корректировки своих действий.

    • Знайте, что некоторые люди с синдромом Аспергера имеют сложности с пониманием невербального общения, например языка тела и выражения лица. То есть им трудно понять то, о чем вы думаете и что испытываете в конкретное время. Они могут не понять, интересно ли вам то, о чем они говорят, или вам скучно. Крылатые выражения могут быть также проблемой для данного вида аутизма, так как люди склонны понимать метафоры буквально.
    • Страдающие синдромом Аспергера могут испытывать трудности при зрительном контакте в общении. Не настаивайте на том, чтобы человек смотрел вам в глаза, если он этого не хочет. Зрительный контакт дается с трудом людям с синдромом Аспергера, при этом они могут начинать нервничать.
  5. 5

    Не стоит давать выход своим эмоциям в присутствии человека с синдромом Аспергера без объяснения вашего состояния. Ваши намеки он не обязательно поймет.

    Рассказ о своих чувствах, даже если они для вас вполне очевидны, вполне естественный акт социального общения, но вам не следует ожидать того, что человек с синдромом Аспергера будет готов к тому же. Такой вид общения настолько чужд этим людям, что может их пугать.

    Если вы собираетесь проникнуться особыми эмоциями, то вам следует предварительно подготовить почву для этого, однако, пожалуйста, никогда не стоит делать чего-то неожиданного. Всегда спрашивайте разрешения, прежде чем обнять друга с синдромом Аспергера.

    Если он откажет, смиритесь, не принимайте это на себя лично. Такие люди могут находить для себя тактильные ощущения чрезвычайно волнительными.

  6. 6

    Если вы считает, что человек ведет себя странно, не акцентируйте на этом внимание (если только это не опасно или при этом не привлекается внимание других людей, что может повлечь за собой неприятности).

     Лучше всего будет сказать что-то, что вы сказали бы любому другому человеку, но в дружелюбном тоне, например, фразы: «мне это не нравится» или «пожалуйста, не делай так».

    Если в ваших взаимоотношениях есть место юмору и тональной игре голоса, то можно воспользоваться фразой «мне это кажется немного странным». Если вас спросят почему, объяснитесь аналогично тому, как если бы вы объясняли дорогу водителю-новичку.

    Люди с синдромом Аспергера могут не понять что к чему, вне зависимости от того, насколько они сообразительны. Несмотря на то, что некоторые их действия не могут считаться нормальными, обычно они не сильно девиантны.

  7. 7

    Конечно, такого человека можно знакомить с другими своими друзьями!Как и большинство из нас, он может вести себя иначе в присутствии своих или чужих друзей.

    Социальное общение людям с синдромом Аспергера обычно дается с определенными усилиями и несет большую эмоциональную нагрузку. Им может нравиться общаться, или же они могут находить это излишним.

    В любом случае, не пытайтесь навязывать человеку общение с вашими друзьями. Есть вероятность того, что ему легче всего общаться один на один.

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/obsie-harakteristiki-autisticeskih-narusenij/deti-s-sindromom-aspergera-harakteristika-stili-obucenia-i-strategii-pomosi/kak-obsatsa-s-celovekom-s-sindromom-aspergera

Ссылка на основную публикацию